Get Adobe Flash player

Сокольникова София Олеговна

 

 

  • 1_500x361.jpg
  • 2_500x334.jpg
  • 3_500x351.jpg
  • 4_500x335.jpg
  • 5_500x349.jpg
  • 6_500x686.jpg
  • 7_500x748.jpg
  • 8_500x329.jpg
  • 9_500x352.jpg
  • 10_500x735.jpg
  • 11_500x314.jpg
  • 12_500x375.jpg
  • 13_500x292.jpg
  • 14_500x292.jpg
  • 15_500x355.jpg
  • 16_500x292.jpg
  • 17_500x706.jpg

1.Общие сведения

u Сокольникова София Олеговна

6 июня 1990 года

Одесский педагогический колледж Южноукраинского Государственного Педагогического Университета им. К.Д.Ушинского,2009 «Учитель младших классов»

Стаж работы

Общий: 5 лет 4 месяца (по состоянию на 1.12.2015)

Педагогический: 5 лет 4 месяца (по состоянию на 1.12.2015)

2.Повышение квалификации

Сертификат о прохождении курса «Intel.Навчання для майбутнього» с использованием информационно-коммуникационных технологий для преподавания учебных дисциплинсогласно Государственного стандарта образования Украины- 2009 год.

Свидетельство Курсов иностранных языков «Чкаловские-Bells» об окончании полного курса английского языка -2008 год.

Участие в тренинге «Педагогика травмы»-2012 год.

Участие в семинаре-практикуме «Ботмеровская гимнастика» -2012 год.

Участие в цикле семинаров и тренингов Оксаны Деркач,посвященных сказкотерапии и куклотерапии-2013-2014 год.

Сертификат проектаINOVESTо прохождении 5 кредитных программ по теме «Педагогические инновации в инклюзивной школе».

Сертификат о завершении курса по использованию информационно-коммункативных технологий при преподавании учебных предметов –2015 год

Свидетельство о прохождении обучения в Одесском областном институте усовершенствования учителей по специальности «учитель начальных классов»-2015 год

3.Педагогическое кредо

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. 

Толстой Л. Н.

Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания.

Гилберт Кит Честертон

Самая важная часть воспитания - образование характера.

Константин Дмитриевич Ушинский

4.Самообразование

4.1 «Педагогика и психология детей-сирот»

Анализируя литературу по данной теме, я смогла убедиться в том, что мои наблюдения за детьми с самого начала работы подтвердились. У детей-сирот в душе огромная пропасть, которую легко создали родители и которую очень сложно заполнить воспитателям. Одной из основных проблем воспитания детей в условиях детского дома является отсутствие единственно для каждого ребенка ключевой фигуры(Матери), постоянно несущей полную ответственность за него. Детям сложно устанавливать прочные связи, ведь в силу различных обстоятельств коллектив детского дома претерпевает изменения. И люди, которые были близки детям уже не могут быть с ними. И тоненькая нить доверия в душе ребенка вновь обрывается…

В работе воспитателя следует помнить о том, что мгновенных результатов нет, и быть не может. К сожалению, для того чтобы облегчить одно ужасное воспоминание из детства, нужно много радостных событий, теплых слов и объятий.

Однако, с эмоциями следует быть осторожным. В книге «Психология сиротства» я нашла подробное описание и варианты решения проблемы «эмоционального выгорания», столь актуальной для специалистов, работающих с детьми.

"Часто возникающей проблемой практических психологов, а равно и педагогов, воспитателей, работающих в детских домах, школах-интернатах, является так называемое «эмоциональное выгорание». В учреждениях для детей-сирот, по нашим наблюдениям, эмоциональное выгорание чаще всего проявляется в потере интереса к детям — общение с воспитанниками вызывает у такого взрослого раздражение и скуку, а работа — отвращение. Эмоциональное выгорание довольно быстро выходит за пределы работы и распространяется на знакомых, друзей и даже членов семьи. Происходит это по ряду причин".

Во-первых, потому, что у взрослых (педагогов, воспитателей, психологов) не сформированы способы профессионального общения — соответственно психологического или педагогического. Оно заменяется привычными бытовыми формами общения, в которых педалируется именно эмоциональная сторона. Известно, что эмоциональное выгорание часто возникает у людей, которые первоначально чрезвычайно эмоционально относились к своим профессиональным обязанностям, готовы были всего себя отдавать детям, «служить делу детской радости», «подарить всем детям свою любовь». Именно такое отношение к работе, к детям представляется воплощением нравственной позиции. Однако это является не лучшим ни для взрослого, для которого это становится эмоциональным донорством, а в итоге приводит к эмоциональному выгоранию, ни для ребенка, который становится потребителем этой эмоциональности, постепенно приобретает так называемую «рентную установку», постоянно требуя внимания и любви. "При этом ребенок не учится любить сам, не учится что-то давать в ответ.

Во-вторых, эмоциональность, о которой идет речь, не позволяет увидеть, ясно и трезво, реальную проблему ребенка и найти оптимальное ее решение.

И, наконец, в-третьих, это общение в итоге не приносит удовлетворения взрослому и не ведет к его личностному росту, в то время как психологически правильно выстроенное общение взрослого и ребенка должно приносить удовлетворение и вести к росту того и другого. Сошлемся в этой связи на мнение крупнейшего специалиста по психологической работе с людьми американского психолога и психотерапевта, создателя клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, который считал, что для эффективного общения психотерапевта, педагога, воспитателя или родителя и ребенка необходимо соблюдение трех условий:

1) конгруэнтность как подлинность, открытость, честность, соответствие подлинных чувств человека их выражению в поведении;

2) эмпатическое понимание, когда психотерапевт (в нашем случае взрослый) «ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту;

3) безусловное принятие.»

В работе бывает очень сложно вспомнить об этих правилах и время от времени возникает ощущение опустошенности. Но, к счастью, воспитанники «Жемчужинки» сейчас находятся на более благополучном уровне. Они чувствуют себя нужными, ощущают безопасность, любовь и заботу. И взрослеют. С мальчиками моей группы я давно говорю, как с взрослыми, сформированными личностями, мотивирую их, приучаю и требую ответственности за слова и поступки, говорю о будущем, которое не за горами, о профессии, об отношении к жизни и к себе. Я верю в то, что у них все получится. Посеянное добро даст свои всходы и все они будут счастливыми и сумеют передать добро и свет своим детям.

4.2. Нормативно-правовая документация об охране детства

Закон Украины об охране детства

С изменениями от 14.05.2015

Настоящий Закон определяет охрану детства в Украине как стратегический общенациональный приоритет и в целях обеспечения реализации прав ребенка на жизнь, охрану здоровья, образование, социальную защиту и всестороннее развитие устанавливает основные принципы государственной политики в этой сфере.

Раздел I - Общие положения

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • ребенок - лицо возрастом до 18 лет (совершеннолетия), если согласно законом, применяемым к ней, она не приобретает права совершеннолетнего ранее;
  • детство - период развития человека до достижения совершеннолетия;
  • охрана детства
  • ребенок-сирота
  • дети, лишенные родительской опеки
  • ребенок, разлученный с семьей
  • беспризорные дети
  • ребенок-инвалид
  • ребенок-беженец
  • ребенок, который нуждается в дополнительной защите
  • дети, которые нуждаются во временной защите
  • неполная семья
  • многодетная семья - семья, в которой супруги (муж и женщина) находится в зарегистрированном браке, вместе проживает и воспитывает трех и более детей, в том числе каждого из супругов, или один отец (одна мать), который (которая) проживает вместе с тремя и более детьми и самостоятельно их воспитывает. В состав многодетной семьи включаются также дети, которые учатся на дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, - до окончания учебных заведений, но не дольше чем до достижения ими 23 лет;
  • приемная семья
  • детский дом семейного типа
  • контакт с ребенком

Статья 2. Законодательство об охране детства и его задачи

Законодательство об охране детства основывается на Конституции Украины (254к/96-ВР), Конвенции ООН о правах ребенка, международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и состоит из настоящего Закона, а также других нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в этой сфере.

Задачей законодательства об охране детства является расширение социально-правовых гарантий детей, обеспечение физического, интеллектуального, культурного развития молодого поколения, создание социально-экономических и правовых институтов с целью защиты прав и законных интересов ребенка в Украине.

Статья 3. Основные принципы охраны детства

Все дети на территории Украины, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения детей и их родителей (или лиц, их заменяющих) или любых других обстоятельств, имеющих равные права и свободы, определенные настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.

Государство гарантирует всем детям равный доступ к бесплатной правовой помощи, необходимой для обеспечения защиты их прав, на основаниях и в порядке, установленных законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи.

Статья 24. Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и беспризорных детей

Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, обеспечивает государство.

Беспризорные дети в порядке, установленном законом, временно размещаются в приютах для детей службы по делам детей, в которых создаются надлежащие жилищно-бытовые условия и условия, направленные на обеспечение их социальной адаптации и подготовку к возвращению в родные семьи или передачи под опеку и заботы, предоставляется правовая, психологическая, медицинская и другая помощь таким детям.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, должны быть переданы под опеку или попечительство, на усыновление или устроены на воспитание в семьи граждан (приемные семьи), в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, детские дома семейного типа на полное государственное содержание. Воспитанникам таких заведений создаются необходимые условия для их всестороннего и гармоничного развития, подготовки к самостоятельной жизни и труду.

Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, работники Министерства внутренних дел Украины, работники соответствующих структурных подразделений местных государственных администраций, жилищно-эксплуатационных организаций, учебных заведений, граждане и другие лица, которым стало известно о факте оставления ребенка без опеки (попечительства) родителей, обязаны немедленно сообщить об этом органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.

Усыновление допускается исключительно в интересах ребенка Украине соответствии с законом.

Усыновление (удочерение) является оформленная специальным юридическим актом (решением суда) передача на воспитание в семью несовершеннолетнего ребенка на правах сына или дочери.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином Украины, иностранцами производится, если были исчерпаны все возможности передачи под опеку, попечительство, на усыновление или воспитание в семьи граждан Украины.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином Украины, не может осуществляться иностранцем, не состоящим в браке, за исключением, когда иностранец является родственником ребенка.

Преимущественное право среди прочих иностранцев на усыновление ребенка, являющегося гражданином Украины, имеют граждане государств, заключивших международные договора с Украиной об усыновлении детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями их проживания и воспитания в семьях усыновителей устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Посредническая, коммерческая деятельность по усыновлению детей, передаче их под опеку, попечительство или на воспитание в семьи граждан Украины, иностранцев или лиц без гражданства запрещается.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, передаче детей на воспитание и общее проживание в приемные семьи или детские дома семейного типа, а также положения о них утверждаются Кабинетом Министров Украина.

Работники учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, осуществляющих воспитательные функции, в случае совершение аморального проступка, не совместимого с продолжением указанной работы, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном законом.

Контроль за условиями воспитания и проживания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в семьях опекунов (Попечителей), усыновителей, в детских домах семейного типа, в приемных семьях возлагается на органы опеки и попечительства, центры социальных служб для семьи, детей и молодежи или другие уполномоченные органы.

Статья 25. Социальная защита детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

Дети, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, имеют право на особую защиту и помощь со стороны государства.

Отсутствие одного или обоих родителей и родительского попечительства подтверждается соответствующими документами, которые являются основанием для предоставления этим детям материального обеспечения и льгот, предусмотренных законодательством Украины.

В случае передачи детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, под опеку или попечительство, устройство в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, детские дома семейного типа и приемные семьи жилое помещение, в котором они проживали, сохраняется за детьми в течение всего времени пребывания их в этих учреждениях, у опекунов или попечителей, детском доме семейного типа, приемной семье независимо от того, проживают в жилом помещении, из которого выбыли дети, другие члены семьи. Жилое помещение, которое сохраняется за детьми, может быть передано в аренду другим гражданам на срок до возвращения детей из указанных заведений, от опекунов или попечителей, из приемной семьи или детского дома семейного типа. Порядок хранения и передачи в аренду жилого помещения и другого имущества ребенка утверждается Кабинетом Министров Украины.

Государство обеспечивает детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, а также лицам из их числа, к передачи под опеку или попечительство, устройство в детские дома семейного типа, приемные семьи, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, имели благоустроенное жилье сохранялось за ними, вселение их в эти помещения и возвращения им имущества, находившегося в этих помещениях на день передачи детей под опека, устройство в детские дома семейного типа, приемные семьи, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, которые к передаче под опеку или попечительство, устройство в детские дома семейного типа, приемные семьи, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, не имели упорядоченного жилья или вселение которых в помещение сохранялось за ними, невозможно вследствие его уничтожения или повреждения или по другим уважительным причин, исключающих проживания там этих детей, обеспечиваются вне благоустроенным жильем по месту их происхождения или проживание к устройству в семьи граждан, соответствующие учреждения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Государство гарантирует материальную помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством, в детских домах семейного типа и приемных семьях в порядке, установленном законодательством Украины.

Детям-сиротам и детям, лишенным родительской попечения, после достижения ими 18-летнего возраста предоставляется единовременное пособие в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины.

Государство гарантирует трудоустройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, после возвращения их из детских учреждений, от опекунов или попечителей, с детских домов семейного типа и приемных семей, окончание учебы в государственных и коммунальных учебных заведениях.

4.3. Экспериментальная деятельность «Личностная и социальная самореализация»

Детский дом «Жемчужинка» уже много лет работает над экспериментом, темой которого является «Формирование готовности воспитанников детского дома к личностной и социальной самореализации».

Для успешной работы в этом направлении каждому участнику эксперимента необходимо иметь представление о понятии «самореализация».

Изучив литературу, я встретила несколько определений самореализации.

«Самореализация – это не только процесс совершенствования личности и познания себя. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом.»

                                              
Источник:http://kak-bog.ru/samorealizaciya-lichnosti#ixzz3qyS5sMYa

Термин «самореализация» (selfrealisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».

                                 Сергей Кудинов

«Жизнь это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день значит десять раз продвинуться к самореализации.»

Абрахам Маслоу

Говоря о самореализации можно разложить это слово на две части «само»- то есть «Я, себя» и «реализация»-«получение результата, успешное действие». Человек редко использует даже половину своего потенциала, ограничиваясь выживанием и утолением простых жизненных потребностей. В современном мире все большую популярность и повсеместность приобретает потребительское отношение к жизни, мы принимаем, но не отдаем. С детьми в детском доме происходит то же самое. Главной ошибкой воспитания является выполнение любых желаний ребенка-сироты, только для того, чтобы уберечь его от страданий и лишений. Зачастую это стремление переходит разумные границы и потом, повзрослевшие дети сталкиваются с отсутствием восторга и принятия их окружающими, с осознанием необходимости трудиться, чтобы обеспечить элементарные нужды.

Именно поэтому нужно наряду с медицинской, психологической, педагогической и материальной поддержкой, предоставлять максимум возможностей для самореализации ребенка. Сюда относится и создание ситуации успеха, и моделирование различных ситуаций, и поощрения и беседы с обращением к рефлексии детей.

В своей деятельности стараюсь всегда поддерживать любые начинания детей, интересуюсь их выбором и успехами. В силу возрастных и психологических особенностей дети часто теряют интерес к занятию, и в такие моменты важно мягко, но убедительно предложить им вновь попробовать свои силы в том или ином направлении, напомнить о предыдущих успехах.

>4.4. Анализ трудов И.Д. Беха.

Деятельность воспитателя в детском доме носит, в первую очередь, практический характер. Но практика не будет достаточно эффективной без теоретической и методологической базы, которой должны владеть специалисты по развитию ребенка.

Статьи И.Д. Беха помогли мне проанализировать собственную педагогическую деятельность. Очень часто в процессе работы я обращаюсь к понятию «рефлексия».

«Перший тип рефлексії це така самоактив-ність субєкта, метою якої є свідоме регулювання перебігу психічних процесів. Тому цю рефлексію трактуватимемо як регулятивну. Її внутрішнім обєктом є увага. На відміну від пізнавальних про- цесів (мислення, памяті), увага свого особливого змісту не має. Вона лише задає спрямованість і зо- середженість цим процесам і, відповідно, визначає їх продуктивність. Більше того, за відсутності уваги вони взагалі не можуть функціонувати.

До другого типу доцільно віднести рефлексію визначальну. Вона виявляється як осмислення су бєктом свого «Я», щоб переконатися, чи відбулися якісь зміни у власній внутрішній особистісній структурі, чи ні. Визначальна рефлексія розгортається як спонтанний і спорадичний процес, який до того ж не досить тривалий. За допомогою цієї рефлексії субєкт повинен також усвідомити й визнати все те, що віддаляє його від особистісної досконалості.

Рефлексія синтезувальна третій тип полягає у зібранні сформованих духовних цінностей у ціліс- не «Я» -духовне. Власне, за її участю й відбувається створення образу «Я» особистості.

До четвертого типу належить рефлексія створювальна. Функцією цієї рефлексії є духовно-мораль- ний розвиток і саморозвиток особистості як обєктивація її самосвідомості.»

«Духовні цінності як надбання особистості» И . Д. Бех «Рідна школа», 2012.

Рефлексия –очень важный инструмент в воспитании детей. Обращение к своему прошлому, сравнение себя сегодняшнего, прошлого и представление будущего дает ощутимые результаты нашей группе мальчиков младшего и среднего подросткового возраста.

Также важной является та система ценностей, которой обладает каждый педагог и которую он хочет воспитать в своих детях. Невозможно научить честности, обманывая равно как странно требовать вежливости от детей, находящихся под началом грубого воспитателя.

4.5 Самообразование

Тема: Формирование маскулинности у мальчиков среднего школьного возраста в условиях детского дома

Цели:

-развитие полноценных мужских качеств у воспитанников;

-развитие волевых качеств;

-воспитание активной жизненной позиции;

-развитие стремления к самосовершенствованию и саморазвитию;

-создания понятия о семье, участии и роли мужчины в ее образовании и поддержке.

Задачи:

-объяснить необходимость развития мужских качеств у воспитанников;

-выяснить уровень понимая гендерной роли мужчины в обществе;

-рассказать о проявлениях мужества в истории человечества;

-  воспитывать у воспитанника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

- развивать представление о себе и других людях, как о разных личностях с индивидуальными особенностями;

- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования.

План самообразования

Этапы

    Содержание деятельности

       Сроки

1.Теоретический этап

2.Практический этап

3.Аналитический этап

  1. 1.Изучение и анализ психологической и методической литературы по специфике учреждения «Педагогика и психология детей-сирот»
  2. 2.Изучение и анализ литературы по экспериментальной деятельности «Личностная и социальная самореализация»
  3. 3.Изучение и анализ деятельности научного руководителя И.Д.Беха
  4. 4.Ознакомление с педагогической, методической и научно – популярной литературой по теме самообразования.
  5. 5.Курсы повышения квалификации
  6. 6.Участие в методической работе учреждения:

- посещение педсоветов, семинаров, совещаний, круглых столов, консультаций (доклады, выступления, обмен опытом с коллегами).

     7.Посещение мероприятий коллег и участие в обмене опытом.

       8. Участие в реализации экспериментальной деятельности детского дома «Жемчужинка»

       9.Организация досуговой деятельности воспитанников.

Реализация программы досуговой деятельности.

1.Разработка планов-конспектов занятий по теме самообразования

2.Проведение занятий с воспитанниками по теме самообразования

2. Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками группы.

6. Проведение открытого мероприятия.

1.Обобщение полученных результатов деятельности по теме самообразования.

2.Подготовка и проведение презентации о достигнутых результатах

  

В течении года

Сентябрь-октябрь

Октябрь-ноябрь

В течении года

    

 

Декабрь

В течении года

    

 

В течении года

По плану работы ОКНЗ «Детский дом «Жемчужинка»

По плану работы ОКНЗ «Детский дом «Жемчужинка»

  

Сентябрь – май

Сентябрь - май

В течении года

 

Март

Август-сентябрь

Сентябрь

5. Доклады, выступления на методических часах, педагогических советах, семинарах

Самореализация и самостоятельность мальчиков младшего и среднего подросткового возраста.

Понятия самореализации и самостоятельности тесно связаны по смыслу, который в себе заключают. Говоря о подростках, нужно понимать, что в данный период они проходят сложный и переломный жизненный этап, от которого, тем не менее, зависит их дальнейшая деятельность и мировоззрение.

Характеризуя детей с позиции самостоятельности, я тоже решила условно разделить их на группы. К первой группе я могу отнести детей, которые демонстрируют положительную динамику.

Это Cаша т., Саша Г., Даня Ю., Дима С., Леша.Б, Денис К. Особенно хочу уделить внимание старшим мальчикам. В процессе объединения нашей группы младших школьников со старшими детьми было множество конфликтов, связанных с отсутствием или недостаточным развитием волевых качеств и навыков самообслуживания.

Очень сильно это проявлялось у Дениса К. Он категорически отказывался выполнять обязанности дежурного, застилать за собой постель, складывать вещи. И вообще, любое напряжение и действие, не входящее в круг его желаний и интересов вызывало бурные реакции, вплоть до истерик и угроз суицидального характера. Спустя определенное время можно было наблюдать постепенное улучшение ситуации. Не могу сказать, что сейчас Денис делает все с воодушевлением и энтузиазмом, зато теперь он хотя бы понимает зачем это нужно. Ему можно доверить ответственное поручение, но необходимо учитывать фактор настроенческой нестабильности Дениса. Если настроение у Дениса есть, то все будет выполнено хорошо и вовремя. Если нет, то можно ждать стенаний и вымещений досады на других детях.

Даня достаточно ответственно относится к выполнению поручений, но стоит сказать о том, что он делает это прежде всего для своего комфорта. То есть, Даня не проявит особого желания делать что-либо сверх нормы или просьбы. Могу отметить Данину любовь к чистоте, того же он, кстати, требует и от других. В то же время Дане, как и многим детям, присущ эгоизм и нетерпимость к чужим слабостям и недостаткам. Можно сказать, и о некоторой отстраненности Дани от группы, желании быть одному, прохладное отношение к общим делам и затеям группы. Даня достаточно самостоятелен, но не особо инициативен.

О Саше Г. можно сказать, что в последнее время его мотивации более устойчивы. К тому же он способен самостоятельно мотивировать себя на протяжении достаточного времени. Это касается как учебы, так и спорта. От Саши можно часто слышать слово «цель» и «работа». Это говорит о развитии волевой сферы. Ему еще есть над чем работать. Не в такой мере, как раньше, но Саша все же падок на легкие удовольствия, и все же он уже способен остановиться. Саша может проявить инициативу, ответственно отнестись к выполнению поручений и заданий.

Дима С. и Саша Т. имеют похожие положительные качества, такие как отзывчивость и инициативность, можно даже сказать идейность. Но, в силу Сашиной самонадеянности и Диминой рассеянности и порывистости мальчики не всегда могут довести начатое дело до конца. Ребята очень любят выполнять различные поручения и хотят нести ответственность, помогать взрослым и другим детям. В Диме очень чувствуется забота о малышах, он часто предлагает свою помощь в присмотре за детьми группы «Сказка». Саша с удовольствие помогает детям нашей группы с выполнением домашнего задания, активно участвует в оформлении и украшении группы.

Леша Бульбук, недавно проявивший себя слишком самостоятельным, не обладает достаточным уровнем ответственности за свои слова и поступки. Леша очень эмоциональный и вспыльчивый мальчик и редко останавливается, войдя в раж. Леша легко «заражается» идеями, они могут перейти в навязчивые состояния. Мальчик очень заинтересован в спорте, он чувствует, что там может проявить себя лучше всего. В силу запальчивости, бывает резким и не думает о последствиях своего поведения (удары мячом на футбольном поле). Очень любит готовить и всегда предлагает свою помощь, ищет новые рецепты, стремится сделать блюдо самостоятельно.

К поручениям Леша относится ответственно, но может забыть или перепутать, что-то в силу рассеянности.

*         Ко второй группе можно отнести детей с незначительной и нестабильной динамикой.

*         Это Максим М., Денис Ч., Вова Ч., Влад М., Саша Ж.

*         Максим в последнее время проявляет себя лучше в поведенческом аспекте, но его успехи в этой области нестабильны. Он может быть, как ответственным и желающим помочь, так и абсолютно равнодушным к происходящему. Максим нуждается в постоянном контроле и мотивации своей деятельности. Стоит также отметить его аккуратность и вкус в выборе одежды и оформлении какой-либо поделки. Максим готов работать долго и скрупулёзно, чтобы получилось хорошо (если находится в благоприятном состоянии). В то же время мальчик готов, в угоду свои желаниям и интересам, жертвовать интересами других детей.

*         Вова Ч. обычно не проявляет особого энтузиазма при выполнении поручений. Работает вяло, медленно. Часто ленится и отлынивает от выполнения обязанностей. Имеет большие проблемы с самоконтролем. Бывает апатичен и отстранен от общей деятельности и задачи. Очень много у Вовы зависит от настроения, а также от его отношения к человеку, от которого исходит просьба или задание. Если он играет по Вовиным правилам, то Вова выполнит задание, если нет, то можно встретиться с бравадой о равнодушии и грубостью. Вова во многом старается перенимать не самые лучшие качества старших мальчиков.

*         Владик обладает совершенно неустойчивым вниманием. Он часто хватается за много дел сразу и бросает их, забывает о том, куда и зачем шел. Он тоже нуждается в неусыпном контроле, иначе результаты его деятельности будут нулевыми. Владик постоянно хочет чем-то заниматься, но надолго его не хватает. Инициативен, хочет помогать взрослым и детям. Особенно привязан к Леше, хочет ему помочь. Всегда готов участвовать во всем.

*         Денис Ч. и Саша Ж., к сожалению, относятся к группе с отрицательной динамикой.

*         Об их самостоятельности пока говорить не приходится. Эти ребята на сегодняшний день, не в состоянии без напоминаний заниматься самообслуживанием. Такие элементарные вещи, как принятие душа, поддержание своих вещей в чистоте вызывают у них большие проблемы с выполнением. Любые правила и режимы их тяготят, они хотят жить лишь по зову своих простейших желаний. Никакой ответственности за свои слова и поступки они не несут.

*         Денис Ч. имеет большие проблемы с памятью и ориентацией во времени, не хочет признавать свою явную вину, плачет и молчит в ответ на прямые вопросы.

*         А Саша, в последнее время, ведёт себя особенно агрессивно и не желает делать вообще ничего.

*         В силу индивидуальных особенностей, он не может заниматься чем –либо больше 10 минут и склонен к бесцельному шатанию и уходу от контроля воспитателем.

Формирование педагогического авторитета воспитателя в условиях детского дома

Я работаю в детском доме « Жемчужинка» уже более 6 лет. За это время со мной и моими воспитанниками происходило много разного. Взлеты и падения, успех и разочарования, счастье и слезы, обиды и объятья...

И вот, недавно на пятиминутке нам (воспитателям) поручили написать о своем понимании авторитета воспитателя. Казалось бы, тема очень простая, что здесь непонятного, авторитет это, когда дети тебя слушаются.

Но это не совсем верная трактовка данного понятия. В работе воспитателя, а особенно воспитателя детского дома, послушание не является ключевым показателем успеха педагогической деятельности. Дети могут слушать и выполнять поручения и требования воспитателя, но это не означает наличия у него авторитета. Ведь авторитет воспитателя- уровень доверия, испытываемого детьми и им самим, уровень владения информацией о каждом ребенке, уровень умения адекватно и с наименьшими потерями разрешить сложную ситуацию в группе.

В своей работе воспитатель должен не превратить воспитанников в бездумных исполнителей, равно как и оголтелых нарушителей, но постоянно диагностировать истинное настроение в группе.

Всегда ли нужно хвалить этого мальчика просто потому, что он в общем хороший и делать ему последние предупреждения, в то же время строго и безапелляционно наказывая отъявленных проказников?

Нужен ли тотальный контроль и постоянные указания на ошибки, а также длительные нравоучения?

Когда можно «ослабить хватку»?

Что делать, если совсем не слушаются?

Точного и единственного ответа на эти вопросы нет и не будет. Ведь мы работаем с живыми людьми, а все они разные. И есть дети, которых достаточно попросить, а есть те, которых нужно упрашивать, направлять, мотивировать поощрять.

И как часто происходит так, что послушные, «положительные» дети вдруг отдаляются от нас, перестают делиться своими переживаниями, ведь все наше внимание сосредоточено на «сложных» и «поблемных»,и на позитив уже просто нет сил.

Сколько раз в день мы гладим по голове «хороших» и говорим «молодец» автоматически, потому что там в «сложных» дневниках двойки,опять звонит учитель, снова подрался, сломал, соврал, украл…?

Возвращаясь к теме формирования авторитета, хочу сказать, что дети частенько врут, но им нужно верить.

Нужно давать им возможность почувствовать себя не стадом, которое пасет умный и всезнающий воспитатель, а группой разных людей с одинаковыми правилами для всех ее членов.

 Нужно позволить им разбить чашку или коленку, обжечься о горячее, подраться, съесть сосульку, разбросать игрушки и проявить прочее непослушание, иначе дети не узнают правды и будут в дальнейшем слепо верить всему, что им говорят, либо, вырвавшись из-под контроля, делать все, что раньше было запрещено.

В работе воспитателя, нужно учитывать возрастные особенности детей.

Нельзя держать детей в удобном для взрослых маленьком возрасте, когда можно пугать бабайкой. Необходимо давать им взрослеть и меняться, давать больше свободы и пространства для самостоятельных действий

И еще одна,самая главная,вопиющая ошибка- «Вот сейчас придет Светлана Николаевна, Юрий Леонтьевич,медсестра (и т.д.) и вы быстро научитесь себя вести!!»

А зачем тогда в группе вы?

Главные условия формирования авторитета:

-последовательность требование и доведение начатого до конца;

-соблюдение общих, обсуждаемых совместно с детьми и изменяемых при необходимости, правил;

-твердость духа при соблюдении наказания (нельзя, значит нельзя!);

-способность найти время и выслушать каждого;

-объективное восприятие ситуации;

-отсутствие страха перед детьми и пренебрежения ими, как еще маленькими и глупыми.

Авторитет воспитателя нельзя сформировать раз и навсегда, он должен постоянно поддерживаться и подкрепляться действиями. Лишь тогда можно говорить об успешной педагогической деятельности, когда дети не только слушаются воспитателя, но его мнение становится для них значимым, когда с ним захочется поделиться и услышать его точку зрения и совет.

Доверие, принятие и сила воли-ключи педагогического авторитета.

Тема 1. «Кто я?»

Эта тема представляет собой вводные беседы с воспитанниками о понятиях «мальчик», «юноша», «мужчина». Наши дети взрослеют, и взрослеют слишком быстро за счет общения со сверстниками в школе, Интернета, социума. Воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола.

Именно поэтому я считаю необходимым предоставить им адекватную информацию о взрослении, во избежание формирования неправильной, искаженной системы ценностей. Вовремя узнав об этом от близких людей, которыми являются для них воспитатели, дети смогут не допустить ошибок в жизни и избежать дополнительных психологических травм.

1.Вводное занятие. Из чего же сделаны мальчишки?

Цели:

-выявить и проанализировать имеющиеся у воспитанников знания об их гендерной и половой принадлежности;

-развивать умение анализировать изменения в собственном поведении и внешнем облике;

-формировать умение последовательно и логично высказывать свое мнение;

Задачи:

-провести анкетирование воспитанников. «Какие качества присущи мужчинам?»;

-предоставить воспитанникам информацию о понятии «пол» и «гендер» в доступном формате;

Тема 2. «Мужчины в истории»

Вторая тема предполагает ознакомление детей с выдающимися историческими личностями, деяния которых смогут послужить примером для них. Подростки очень восприимчивы к чужим успехам и всегда, пусть и не вслух, сравнивают себя с другими. Это явление можно использовать для расширения и наполнения их системы ценностей. Воспитанники детского дома были лишены примера правильного мужского поведения в семье. Именно по этой причине им нужно предлагать, как можно больше вариантов поведения и поступков мужчин-героев. Каждый из детей сможет найти в рассказах и беседах о них, то чего не хватает ему для того чтобы справиться со своими проблемами или комплексами и страхами.

«Примеры мужества в истории Древнего Мира»

Цикл занятий, посвященных знаменитым мужчинам.

1.Примеры мужества в истории. Подвиги Геракла.

Цели:

-ознакомить учащихся с подвигами Геракла;

-рассказать о мужестве и несокрушимой воле Геракла мужество;

- развивать умение самостоятельно анализировать и делать выводы

-развивать эмоционально-волевую сферу детей

Задачи:

-продолжить знакомство с древнегреческими мифами;

-предоставить возможность поделиться имеющимися знаниями;

-развивать связную речь

2.Примеры мужества в истории. Жизнь Древней Спарты

  • Цели:
  • Познакомить воспитанников с местоположением Спарты, составом населения, управлением, образом жизни.
  • Продолжать формирование умений делать выводы, строить причинно-следственные связи, сравнивать.

Задачи:

  • продолжать формировать умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы;
  • воспитывать чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к истории.
  • С помощью ИКТ-технологий создать яркие, запоминающиеся образы, связанные с историей Древней Спарты(презентация)

3.Примеры мужества в истории. Александр Македонский

Цели:

Охарактеризовать личность Александра Македонского как великого полководца;

Расширить знания детей о завоеваниях;

Формировать умение анализировать информацию;

Задачи:

-Определить истоки полководческого таланта Александра Македонского;

-Проанализировать деятельность Александра Великого;

     -Показать значимость Александра Македонского как полководца.

7.Список использованной литературы

  1. 1.«Особенности развития личности ребенка-сироты» Ахметзянова Н.И., воспитатель специального детского дома 23 Санкт Петербурга
  2. 2. «Психология сиротства» А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых
  3. 3.Бех И. Д. «Духовні цінності як надбання особистості»
  4. 4.Бех И.Д. «Особистісно-зорієнтоване виховання:Стратегія проектування» http://studentam.net.ua/content/view/7525/97/
  5. 5.Бех И.Д. Воспитание личности 1,2,3 т К.:. Либідь 2003
  6. 6.Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. М.: Гардарики, 2003 - 477 с.
  7. 7.Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы «Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные» Городова Т.А.; Люлина В.И. http://ya-uchitel.ru/load/klassnomu_rukovoditelju/klassnye_chasy/zanjatie_s_ehlementami_treninga_dlja_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_malchiki_i_devochki_takie_pokhozhie_i_takie_raznye/67-1-0-5199
  8. 8.Как жили спартанцы? http://www.znaikak.ru/spartalive.html
  9. 9.Клецина Ирина Сергеевна Теоретические основания психологии гендерных отношений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2003. 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovaniya-psihologii-gendernyh-otnosheniy
  10. 10.Кудинов Сергей Самореализация как системное психологическое образование
  11. 11.Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» 1981
  12. 12.Нелидов А.Л., Беганцова И.С. Психологическое обеспечение развития личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа. Монография. Арзамас: АГПИ, 2003 303 с.
  13. 13.Психологический журнал, 1, 1993
  14. 14.Севелова Мария Александровна МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ КАК КЛЮЧЕВЫЕ КАТЕГОРИИ ГЕНДЕРНОЙ ТЕОРИИ // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова . 2011. 5-6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/maskulinnost-i-femininnost-kak-klyuchevye-kategorii-gendernoy-teorii
  15. 15.Урок "Завоевания Александра Македонского http://festival.1september.ru/articles/591598/
  16. 16.Урок о подвигах Геракла. http://liturok.in.ua/intgkurs/6class/uroki6/12-urok-4-podvigi-gerakla.html
  17. 17. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005 627 с.
  18. 18.Шипицына Л.М., Иванов Е.С. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб.: ЛОГУ, 1997 160 c.
  19. 19.Януш Корчак Право ребенка на уважения,1991
  20. 20.Януш Корчак. Как любить ребенка .Издательство "Книга", 1980.