Get Adobe Flash player

Воспитание личности в коллективе в условиях детского дома «Жемчужинка»

Воспитание личности в коллективе в условиях детского дома «Жемчужинка»

Сокольникова С.О., воспитатель

В педагогике много внимания уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку и личностно-ориентированному воспитанию.

У этих педагогических явлений есть ряд несомненных достоинств. Каждый учитель и воспитатель знает, что одинаковых детей нет. И сколько бы светила педагогической науки не пытались классифицировать и раскладывать по полочкам детские характеры, невозможным останется создание единственно верной системы воспитания всех этих разных детей. Каждый ребенок ставит перед учителем новую задачу, требующую усовершенствование мастерства, поиска новых решений и подходов, технологий и инструментов педагогической деятельности.

В силу работы с детьми-сиротами приходится часто сталкиваться с проблемами их эмоционально-волевой сферы. Отсутствие положительного опыта в раннем детстве, депривация, замкнутостью, потеря доверия к миру и людям, особенно взрослым. И вот, когда такой израненный ребенок попадает в детский дом, все сотрудники стараются обеспечить ему максимальный комфорт и безопасность. В начале это является необходимостью, но важно не упустить момент взросления ребенка. Нельзя отрицать существующую тенденцию к потребительству у детей-сирот. Люди становятся инструментами удовлетворения их потребностей. И столкнувшись с реалиями жизни за стенами детского дома, дети испытают сильное потрясение. Ведь там не всегда можно побыть одному, когда тебе грустно, нельзя убежать, спрятаться и ждать воспитателя, который будет уговаривать вернуться. Дети детского дома находятся в особой группе риска, ведь сначала они привыкают к тому, что их проблемы важны и они всегда могут ждать помощи. При этом они совсем забывают о других детях, они видят только свои интересы и не хотят ждать пока решатся другие проблемные ситуации. В стремлении завоевать место под солнцем и поощрение дети, особенно младшие, часто ябедничают и оговаривают других. Именно поэтому у детей-сирот существуют сложности с понятием дружбы и преданности. Учитывая то, что цель экспериментальной работы детского дома «Жемчужинка» предполагает собой не только личностную, но и социальную самореализацию, необходимо направить работу на коллективное воспитание. О теории коллектива много писал выдающийся педагог-практик А.С.Макаренко. Он сталкивался в реальных условиях с трудностями формирования коллектива. Важным аспектом этого процесса является цель, важная для всех детей, другими словами перспектива. Макаренко разделял три вида перспектив, в зависимости от времени необходимого для реализации. Также не стоит забывать о мажорном настроении в коллективе, так как оно помогает каждому ребенку преодолеть трудности на пути к цели. В работе с группой детей необходимо подчеркивать важность поступка каждого из них, обсуждать и анализировать возможные варианты развития ситуации и последствия. Следует напоминать воспитанникам, что их окружают другие дети, непохожие на них, что их реакция может быть далека от ожиданий. Шутка может оказаться обидной, а безобидные толкания могут перерасти в драку. Обсуждения очень важны, так как, дети должны научиться высказывать свое мнение, чтобы во взрослой жизни не стать зависимым от позиции большинства, которое отнюдь не всегда бывает право.

Естественно, педагог должен понимать, что есть личные вопросы, которые нужно решать индивидуально и оставлять в секрете между собой и ребенком, если это не угрожает его физическому и психическому здоровью.

Правильно сформированный коллектив сможет стать воспитательным инструментом. Детей в группе объединяют общий опыт и события, являющиеся превосходным материалом для формирования системы ценностей и положительных качеств личности.

В анализе поступков и дальнейшем поощрении или наказании стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка и стараться максимально точно понимать почему он поступает тем или иным образом. И отталкиваясь от этого понимания, строить дальнейшую работу. Некоторым детям нужно больше времени и помощи для преобразования некоторых своих качеств. Кого-то нужно подтолкнуть, кого-то оставить в покое и предоставить возможность действовать самостоятельно.

В заключении хотелось бы сказать о важности умелого и своевреме6ного объединения индивидуального подхода и коллективного воспитания, ведь одно невозможно без другого. Для того, чтобы воспитать личность в коллективе нужно, чтобы ребенок помнил о том, что от жизни и людей нужно не только брать, но и отдавать. И только изменив себя, взрослые и дети смогут изменить мир.

 

 

 

"Детский дом "Жемчужинка"
г. Одесса, переулок Монастырский, 3

тел.: (048) 785-82-45,
факс: (048) 784-26-17 
Email: perlinka@vega.com.ua

 

Департамент образования и науки Одесского городского совета
65039, г. Одесса, ул. Канатная, 134, 
2-й этаж, левое крыло.
тел.: (048)725-35-93, факс: (048)776-12-99
E-mail: gorono@omr.odessa.ua 

           

   

@Mail.ru
@Mail.ru