Модель развития
Ведущей идеей представляемой модели развития коммунального учебного заведения «Детский дом «Жемчужинка» как инновационного образовательного учреждения социального партнерства является развитие социальных связей детского дома и местного сообщества. Реализуется эта модель через Программу развития.
Цель программы - формирование социокультурной среды проживания детей-сирот, способствующей их успешной социальной адаптации, самореализации и социализации. Общие положения Программы Общие положения Программы Настоящая программа определяет методологические, содержательные, организационные основы деятельности педагогического коллектива детского дома по реализации стратегии развития социального партнерства и обеспечивает:
• просвещение и духовно-нравственное воспитание детей-сирот;
• включение коммунального учебного учреждения «Детский дом «Жемчужинка» в образовательное пространство Одесской области;
• взаимодействие с социально - культурной средой Одесского регион, регионов Украины и зарубежья (дальнего и ближнего);
• высокий уровень социализации воспитанников;
• условия безопасности и комфортности для всех участников педагогического взаимодействия;
• саморазвитие воспитанников и создание условий для их самовыражения и самореализации;
• рост профессионального мастерства педагогов. Нормативно-правовая база Программы
• Конвенция о правах ребенка.
• Конституция Украины.
• Закон Украины « Про освіту».
• Закон Украины «Про дошкільну освіту».
• Закон Украины «Про забезпечення організаційно-правових умов соціального захисту дітей-сиріт та дітей позбавлених батьківського піклування».
• Распоряжение Кабинета Министров Украины от 11.05.2006г. № 263-р «Про схвалення Концепції Державної програми реформування системи закладів для дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування».
• Положення про дитячі будинки та загальноосвітні школи-інтернати для дітей-сиріт та дітей позбавлених батьківського піклування від 21.09.2004р. №747\460.
• Устав коммунального учебного учреждения «Детский дом «Перлинка»
• Локальная нормативно-правовая база.
• Цель Программы: формирование социокультурной среды проживания детей-сирот, способствующей успешной социальной адаптации, социализации и самореализации личности воспитанников коммунального учебного учреждения «Детский дом «Перлинка» в социуме.Задачи Программы:1. Создание условий для духовно - нравственного развития воспитанников.
2. Реализация преемственности, открытости в сфере дошкольного, начального, среднего, начального и высшего профессионального, а также внешкольного (дополнительного) образования.
3. Разработка и внедрение нового содержания внешкольного
образования.
4. Включение вне образовательных социальных структур в систему
образования детского дома. Сроки реализации Программы: 2008 - 2015г.г.Принципы реализации Программы:
• открытость образовательно-воспитательной среды детского дома «Перлинка»;
• вариативность.
Управление реализацией Программы осуществляется учредителем детского дома, его директором и заместителями по учебно-воспитательной работе. Корректировка Программы осуществляется педагогическим советом, Советом детского дома и ученическими органами самоуправления.
В представляемой Программе определены ведущие идеи, принципы и основания для выбора направлений партнерства, описаны формы и способы осуществления социального партнерства.
Идея определения функций детского дома как открытого социального образовательного учреждения предполагает включенность в учебно-воспитательный процесс всех субъектов социального заказа для реализации целеобразования.
Идея «системного понимания педагогической действительности» ( Ю. К. Бабанский), свойствами которой являются: целенаправленность, целостность, функциональность, открытость.
Системное понимание педагогической действительности детского дома «Перлинка» предполагает ориентацию участников образовательного пространства на достижение общих целей через выстраивание вертикальных и горизонтальных связей.
Идея культурологического и ценностного подхода к образованию
предполагает, во-первых, отношение к детскому дому как к целостному поликультурному образовательному пространству, в котором всеми его участниками воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, отличающихся друг от друга ментальностью и этнической принадлежностью, в котором созданы условия для воспитания человека культуры, в котором готовятся и происходят различные культурные события. Во-вторых, отношение к образованию и воспитанию как к культурному процессу.
Идея компетентностного подхода к образованию и воспитанию.
Овладение воспитанниками детского дома «жизненными навыками» - основное направление в обновлённом содержании учебно-воспитательного процесса детского дома, путь к подготовке детей к самостоятельной работе и жизни в социуме.
Идея социальной активности реализуется через выявление образовательных потребностей субъектов социального заказа и привлечение их к сотрудничеству на основе социального партнёрства. Сроки реализации Программы: 2008 - 2015г.г.Контингент воспитанников детского дома - мальчики и девочки от 3-х до 12 лет. Это дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с искалеченными судьбами по вине бросивших их родителей или родственников, равнодушного общества. Многие из детей до поступления в детский дом «Перлинка» голодали, бродяжничали, были лишены элементарного жилищного комфорта или вообще не имели жилья, получили отрицательный опыт жизни в семье. Это дети с отрицательным жизненным опытом и потому требуют особого подхода. Цель нашего образовательного учреждения - создать душевный комфорт для воспитанников, устранить такие негативные явления жизни, как:
социальная обездоленность;
негативный опыт семейной жизни;
насилие над личностью;
проживание в развращенной среде;
духовная пустота;
отсутствие идеала в жизни и, в частности, непонимание своего предназначения как мужа и отца, создателя семьи, женщины и матери как хранительницы семейного очага.
Успешность социализации личности наших детей в современных условиях осуществляется на основе гендерного воспитания, на духовных, народных и поликультурных традициях. Основополагающей задачей педагогического коллектива детского дома «Перлинка» является формирования у наших воспитанников социальных жизненных принципов, понимания истинных ценностей, неприятие таких пороков современности, как: праздность, пустота души, эгоизм, понимание независимости как свободы от любых уз - уз брака, отцовства, материнства.