Модель воспитательного процесса в детском доме
Модель воспитательного процесса в детском доме
Модель воспитательного процесса в детском доме
Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях - детском саду, школе. Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия - большая нагрузка и огромная ответственность. Тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных нам детей, но и за их обожженные и преданные людьми души.
Получая педагогическое образование, мы готовились работать с детьми, но наверняка не предполагали, что нам придется работать с сиротами и детьми, лишенными родительской опеки и внимания.
Мы часто, порой неосознанно, сравниваем детей детского дома с детьми, воспитывающимися в семье. И нас удивляет их неприспособленность к жизни, нежелание ничего делать, что для многих воспитанников д/дома не существует чистота, экономия, они не умеют найти выход из трудного положения, уверены, что их проблемы должен решать кто-то другой и ждут этого.
Как часто мы педагоги злимся на то, что все наши педагогические усилия по обучению и воспитанию не дают положительного результата, обижаемся на детей, называя их иждивенцами и потребителями.
Наши дети социально и педагогически запущенны - это значит что практически - многие ребята имеют уже достаточный опыт противоправного поведения и вредных привычек, криминальное прошлое, тяжелую наследственность, определенные психические нарушения. Необходимо вкладывать свою душу, тратить свое время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей. Детей, которые часто бывают жестокими и злыми, и, как правило, неблагодарными… Дети, которых предали самые родные и близкие люди - родители. Они уже очень недоверчиво относятся к новым взрослым. Они как будто уже не ждут от них ничего хорошего и мстят нам, взрослым за боль и страдания, которые причинил им этот взрослый мир.
Работа воспитателя не похожа на работу учителя в школе. Блестящий учитель, прекрасно знающий свой предмет, заботится, чтобы у его учеников были хорошие и твердые знания, чтобы они без труда поступали в ВУЗы. Но вот закончился урок, факультатив, закрылась дверь школы и все.
Бытует очень поверхностное мнение, что воспитатели занимаются только бытовым сопровождением детей, на самом же деле
Работа воспитателя сходна с работой врача. «Не навреди!» Иногда приходится делать больно во имя спасения, часто окунаешься в такую пучину боли и человеческих страстей…
Воспитатель в детском доме - это самый главный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа - вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмерима большая ответственность за души детей.
При оценки работы воспитателя постоянно отслеживаются два момента. Насколько детям комфортно с воспитателем и насколько такое общение полезно для них.
Все признают, что только личность может воспитать личность, и что главный метод воспитания - это воспитание личным примером. Дети - наше зеркало, и они берут пример именно с нас (другого примера у них пред глазами нет). Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой.
В нашем доме работают хорошие специалисты, не надо стесняться подходить к ним и спрашивать, если в чем-то сомневаетесь, если что-то непонятно, если что-то не получается.
Нельзя работать без эмоционального принятия детей, не заслужив их доверия и не став для них авторитетом, заставляя все делать из-под палки. Можно разрабатывать методические блестящие занятия и уроки, на которых дети многому научатся, но если не научиться их заинтересовывать и увлекать, то с каждым разом их будет все труднее собрать на эти уроки и занятия.
Модель воспитательного процесса
Основная задача детского дома – осуществлять социально-педагогическую деятельность, направленную на социальную защиту и социализацию ребенка.
Миссия детского дома требует особых подходов к организации его жизнедеятельности. Детский дом рассматривается нами как целостный социокультурный организм, где весь воспитательный процесс опосредован формами социальных и межличностных отношений между всеми участниками.
В детском доме выработана концепция, согласно которой:
- "трудный" ребенок – это ребенок, которому трудно;
- принять воспитанника таким, какой он есть;
- создать благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка;
- развить лучшие качества, которые заложены с рождения в каждом ребенке.
Воспитательный процесс ведется с учетом возрастных особенностей и характеристик воспитанников, с индивидуальным и дифференцированным подходом.
Центром педагогического процесса становится диалог между педагогами и подростком.
Постоянное проживание ребенка в детском учреждении требует от негопреодоления разного рода трудностей, сложных ситуаций, затруднений, конструктивного разрешения конфликтов.
Таким образом, воспитанники нуждаются в педагогической поддержке, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Все участники воспитательного процесса учатся жить и работать в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания, внутреннего единства детско-взрослого сообщества.
Таким образом, в повседневной жизни детского дома создается «школа человеческих отношений» для его воспитанников, «обучаясь в которой», они приобретают новый социальный опыт.
Воспитанники детского дома, постоянно проживающие в нем, ежедневно включаются во множество различных видов деятельности, требующих коллективного, группового, индивидуального участия. Разумное чередование учебных, трудовых, интеллектуальных, художественных, спортивных видов деятельности необходимо, чтобы не возникало эмоциональной перегрузки, и чтобы каждый подросток смог найти для себя интересное занятие.
Воспитательный процесс происходит во всех видах деятельности и реализуется по следующим направлениям:
- надзор
- уход
- организация досуга
- воспитание
- трудовое воспитание
- социально – психолого – медико – педагогическое сопровождение
- взаимодействие со школой
- подготовка к самостоятельной жизни в обществе
- профориентационная работа
- профилактика правонарушений и преступлений
- защита прав и законных интересов детей
В настоящее время в детском доме воспитывается 44 ребенка. Для детей созданы оптимальные условия для развития:
- удобные 3-х местные комнаты для проживания;
- компьютерный класс;
- центр творчества;
- изостудия;
- музыкальный зал;
- библиотека и музей;
- швейная и плотницкая мастерская;
- тренажерный зал;
- спортзал;
- классы для самоподготовки.
Воспитанники проживают в 4 группах, каждая группа имеет свою территорию. Условия проживания приближены к домашним: дети живут по 3 человека в комнате, в каждой группе имеется большая комната отдыха, душевая, туалет.
Проживание в детском доме подчинено утвержденному режиму дня для всего детского дома.
Режим проживания в группе относительно свободный: у воспитанников имеется свободное время, организованные зоны «уединения» - уголки, где ребенок может побыть один, отдохнуть от длительного пребывания в коллективе, создано «личное пространство» (у детей имеются личные полки, тумбочки, им предоставлена возможность свободного пользования личными вещами и бытовыми приборами).
Целенаправленная работа по созданию благоприятных условий проживания помогает сделать группу центром успешной адаптации, реабилитации и воспитания детей.
В результате продуманной воспитательной работы в группах у воспитанников отмечается высокий уровень психологического комфорта, так как удовлетворяются их жизненно важные потребности: в безопасности, любви, общении, в познании с помощью взрослых окружающего мира.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание в условиях детского дома выступает важнейшим средством социализации и освоения мира воспитанниками.
Ребята ежедневно занимаются самообслуживанием, общественно-полезным трудом, что позволяет им приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, участвовать в благоустройстве и озеленении территории, прилегающей к зданию детского дома.
Работают проекты «Кулинарная академия», «Трудовые десанты», «Карманные деньги».
Система дополнительного образования
Воспитанникам детского дома присущи неустойчивые интересы, низкая мотивация к любой деятельности. На базе детского дома функционирует своя система дополнительного образования. В настоящее время организована работа кружков для того, чтобы у воспитанников имелась возможность сделать свой собственный выбор, развить свои способности.
Процесс дополнительного образования воспитанников сужает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости подростков. Воспитанники, добившиеся определенных успехов имеют возможность участвовать в различных выставках, конкурсах разных уровней.
Подростки посещают компьютерные школы «ШАГ» и «Сервер», курсы английского и немецкого языка.
Профилактика асоциального поведения воспитанников
Дети, лишенные родительского попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность. Они рано приобщаются к алкоголю, курению, проявляют асоциальное поведение в виде мелких краж, попрошайничества, вымогательства, циничного отношения к сверстникам и взрослым.
Профилактика асоциального поведения воспитанников – одна из главных задач воспитательного процесса. С целью профилактики асоциального поведения воспитанников в детском доме создан Совет по профилактики. Совместная работа с институтом внутренних дел, военной академией по профилактике вредных привычек и профориентации.
Учебная деятельность воспитанников
Учебная деятельность детей проходит в НВК «Гармония» и специализированной школе – интернате № 88.
Затруднения в учебе вызывают в последствии серьезные затруднения в жизнеустройстве и профессиональном самоопределении выпускников детского дома, поэтому специалисты детского дома оказывают постоянную помощь в их сопровождении в образовательном процессе, своевременно корректируют образовательный маршрут, привлекая для этого специалистов.
В каждой группе созданы благоприятные условия для выполнения домашний заданий во время самоподготовки.
Для улучшения успеваемости, налаживания взаимодействия со школой было сделано:
- ежедневное посещение школы воспитателями
- регулярно отслеживается успеваемость, посещаемость школы воспитанниками;
- воспитатели доводили и встречали воспитанников из детского дома.
- дежурили во время учебных занятий в школе.