Get Adobe Flash player

Поисково-исследовательская деятельность

Воспитатель- Паловеева Алла Александровна

«Поисково-исследовательская  деятельность детей младшего школьного возраста на базе детского дома «Жемчужинка»»

Весь педагогический коллектив нашего детского дома «Жемчужинка»  занимается глубоко и серьёзно воспитанием и формированием ценностных качеств детей. Всестороннее развитие ребенка позволяет найти в каждом из них искорку таланта. А дело воспитателя вовремя заметить этот интерес, развить и поддержать его. В своей работе мы учитываем личностные предпочтения каждого ребёнка, помогаем ему развиваться и совершенствоваться. Выбирая тему для саморазвития, я опиралась на свои детские воспоминания, интересы моего ребенка и детей моих друзей. Вспомните себя в детстве! Что нас интересовало больше всего? Окружающий мир, природа, животные. Наверно каждый из нас приносил домой котенка или щенка, наблюдал за пчелами и птицами, собирал гербарий, делал поделки из каштанов и желудей, любовался цветами, просто, смотрел в небо, наблюдая за облаками. Я выбрала для себя тему, которая помогает детям осознать себя частью природы, учит ребенка наблюдать за объектами окружающего мира, вводит ребёнка в мир науки, учит детей делать выводы после проделанной работы. А самое главное – прививает им любовь к природе,  желание защищать и оберегать её, развивает  у детей исследовательский интерес, который даст возможность каждому ребёнку в будущем желание познавать и развиваться.                                                     

Перед тем, как начать нашу деятельность, я поговорила с детьми и отметила для себя личные предпочтения каждого. Больше всего я хотела заинтересовать их, вызвать желание работать.  «Ученье, лишенное всякого смысла, убивает в ученике охоту к ученью…»,-  К.Д. Ушинский.  Так как моим воспитанникам исполнилось по семь лет, то мы начали с самого простого. Мы начали с наблюдений. Первым нашим шагом стал - «Дневник наблюдений». На протяжении года мы записывали изменения, происходящие в природе. Я объясняла, почему происходят те или иные явления, с чем они связаны, зависимость всего происходящего от цикличности  явлений в природе. Мы собирали гербарии (во время сбора и сушки листьев я обращала внимание детей на форму листьев и жилкование, одновременно мы запоминали названия  неизвестных деревьев, вспоминали какие плоды у разных деревьев, дети узнали, что ученые записывают названия деревьев на латинском языке, а наука, изучающая растения называется - ботаника).  Следует отметить, что совместная работа сплачивает детей. Они помогают друг другу, развивается чувство коллективизма, взаимопомощи.  Ребята становятся самостоятельнее и увереннее в себе. Мы делали поделки из каштанов, цветов, желудей, овощей. Прошло ещё немного времени, и я решила сделать первую исследовательскую работу. Тема нашей работы: «Влияние различных факторов на рост и развитие растений».  Цель работы - определить факторы, которые необходимы для роста и развития растений. В нашем случае это были – вода и свет.  Затем мы провели экспериментальную работу по теме «Как печь хлеб?». Это занятие ребятам очень понравилось.  Дети узнали о дрожжах, об условиях  при которых пекут хлеб. Мы делали опару, «кормили» дрожжи сахаром, дали опаре подняться, месили тесто, каждый сделал себе булочку, которую мы выпекли в духовке и с удовольствием съели.  Эта неподдельное удивление при виде увеличившегося теста, возможность почувствовать себя пекарем, запах свежего хлеба,  таинство выпечки хлеба – запомнились детям. Во время проведения этой работу я разъясняла, что происходит с каждым ингредиентом с химической и физической точки зрения доступным детям языком. Перед этим мы учили пословицы, поговорки о хлебе, я рассказала детям историю возникновения хлеба.

А теперь я хочу рассказать о Всемирном дне окружающей среды, который наша группа проводит каждый год в начале июня. Темы меняются: «Факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды», «Красная книга. Исчезающие животные и растения», «Животные и растения, занесённые в Красную книгу Украины», «Парниковый эффект». Чем старше становились дети, тем более серьёзные темы я выбирала для проведения экологического еженедельника. Самой моей главной задачей является формирование у детей сознания того, что даже ребенок может защитить окружающий мир,  желание изменить ситуацию, быть неравнодушным, сделать мир вокруг себя чище и добрее. Финальное занятие всегда проводится у нас в детском доме весело и дружно: мы проводим конкурсы рисунков и загадок, дети рисуют исчезающих животных, с помощью воспитателей, дети находят материал о них, конкурс на знание фильмов и мультфильмов главными героями которых являются животные. Затем мы все вместе накрываем столы и угощаем всех вкусностями.

Следует отметить, что в течение года проводятся постоянно презентации и слайд-шоу. Темы для них подсказывают сами дети. Я проводила презентации по темам: «Семейство кошачьих», «Разнообразие птичьих гнезд», «Животные-герои», «Эти занимательные животные» и др. Все свои презентации мы проводили на интерактивной доске.

Дети становились старше, их интересы менялись. Очень часто дети задают разные вопросы,  тут я заметила, что их интересуют различные темы, связанные с биологией. В это время на базе нашего детского дома начали создавать музей. Там есть экспозиция, посвященная великим людям, проживавшим в Одессе. Я решила добавить в своё портфолио следующую тему:  «Имена великих учёных в названиях улиц нашего города».  Детские вопросы затрагивали тему бешенства, прививок, вакцинации, карантина, эпидемий.  Хочу привести пример одного из вопросов: «Почему кровь -красная, а гной на ранке – белый?».  Буквально через несколько дней мы приготовили презентацию о И.И. Мечникове - открывшем фагоцитоз, основателе первой бактериологической станции в Одессе. Именем этого великого ученого  названа улица в нашем городе  и Одесский  университет. Поддерживая этот интерес, я приготовила вместе с ними презентации: о   Л. Пастере, Д.К. Заболотном, В.П. Филатове. Следует отметить, что перед ознакомлением с презентациями, мы смотрим тематические фильмы или мультфильмы, посещаем музеи, беседуем с детьми.

Часто мы бываем на природе или в парках. Мы всегда рассказываем об истории парка, о растениях, произрастающих в нем, уделяем внимание ландшафту, животным и птицам, которые нам встречаются по дороге.

Следует отметить, что наша работа приносит плоды. В «Жемчужинке» есть живой уголок, в котором живут хомяки, морские свинки, кролики, попугай шиншилла, черепахи и рыбки. Дети трогательно заботятся о своих питомцах.

Летом ребята ездили в зоопарк. Там они помогали убирать клетки и вольеры, кормить животных. Ещё мы ездили в приюты для животных. Дети выделили из своих денег определенную сумму, которую потратили на корм для животных. После посещения таких приютов наши ребята никогда не смогут причинить боль животному. Если бы Вы знали, сколько кошачьих и собачьих  жизней, особенно зимой, было спасено остатками котлет, сосисок и печеньем!

Я хочу обратить внимание ещё на такой аспект как эмоции.  Исследовательская работа детей даёт им толчок к проявлению своих эмоций. Эти эмоции могут быть совершенно разными: радость, страх, испуг,  удивление, восхищение. Я всегда стараюсь акцентировать на этом внимание, говоря детям, что вижу, как загорелись твои глаза,  что я догадалась о том, какие эмоции ты сейчас испытываешь.  Исследуя что-либо новое, дети иногда могут испугаться или насторожиться. В такие моменты я стараюсь пошутить, разрядить обстановку, показывая им, что я тоже могу бояться, но только благодаря их помощи,  смогу перебороть свой страх. Мне очень нравится фраза Н.В. Шелгунова: «Чувства - окраска мыслей. Без них наши мысли простые, сухие, безжизненные контуры, но не картины». Моя работа направлена на то, чтобы воспитать гармоничную личность - человека неравнодушного и думающего, ответственного и доброго, который будет охранять окружающий мир, относиться к нему с пониманием и теплотой. Я хочу, чтоб желание исследовать и познавать навсегда осталось в моих воспитанниках, вело их к новым высотам, заставляло постоянно развиваться и совершенствоваться. Как писал  Антуан де Сент– Экзюпери: « …Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы экипаж одного корабля…».

 

Дети составляют гербарий.

 

Природный материал в руках детей!.

 

Дети с картой, на которой изображены животные, занесённые в Красную книгу.