Толерантность «Доброе сердце»
Тема занятия: Толерантность «Доброе сердце»
Цель: знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи: выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
Методическая база
На протяжении 2007-2010 года педагогический коллектив работал над проблемой адаптации и социализации, - одним из ключевых направлений исследовательско - экспериментальной программы Академии педагогических наук по проблеме «Организационно-педагогические условия развития инновационного учреждения образования - детского дома «Жемчужинка». Цель этой программы - достичь определенных результатов в организации учебно-воспитательного процесса в учреждении нового типа, которые обеспечат гендерное самосознание, готовность к созданию семейных отношений, социальную адаптацию и высокий творческий потенциал воспитанников. Даст возможность разработать учебные программы, которые станут теоретико- методической базой для образования инновационной модели учреждений образования для детей - сирот.
Благодаря тесному сотрудничеству с областным институтом усовершенствования учителей родилась программа Социального партнерства, цель которой - формирование социокультурной среды проживания детей - сирот, способствующей успешной социальной адаптации, социализации и самореализации личности воспитанника детского дома. В содержательной основе модели коммунального учебного учреждения «Детский дом «Жемчужинка» лежит широкая сеть взаимосвязей с государственными и общественными институтами, вузами, профессиональными лицеями и училищами, учреждениями культуры и другими субъектами образовательного пространства на принципах социального партнерства .
Педагогический коллектив детского дома «Жемчужинка» разработал программу ранней адаптации и социализации наших воспитанников, цель которой дать возможность детям приобрести опыт для развития навыков самообслуживания. В связи с этим организована совместная работа детей и специалистов разных профессий «Жемчужинки»: водителя, повара, электрика, плотника, медицинской сестры, прачки, швеи. Дети учатся готовить, мыть посуду, убирать и стирать мелкие вещи. Под руководством социального педагога они посещают супермаркеты, где рассчитываются настоящими деньгами, ездят в трамваях и маршрутных такси.
Большое значение придается необходимости организации для детей выездов за пределы детского дома: экскурсии, прогулки в парк, к морю, поездки в театры, походы и т.д. Благодаря таким выездам, ребенок получает новые знания, закрепляет уже полученные, расширяет круг своих знакомств, кругозор, а также приобретает огромный эмоциональный опыт.
На регулярной основе проводятся педагогических советы, семинары и консультации на различные темы.
Основные педагогические советы, проведенные за последние три года, по проблемам:
1. Медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с целью укрепления и сохранения физического и психологического здоровья воспитанников.
2. Трудовое и духовное развитие детей путем игровой деятельности, с целью ранней социальной адаптации детей и их готовности к самостоятельной жизни .
3. Игра, как ведущая деятельность для усвоения ребенком знаний, овладения умениями и навыками, способность использовать их в жизни.
4. Анализ результатов учебно-воспитательной работы за год.
Чтобы дать теоретические и практические знания педагогам, регулярно проводятся- семинары на тему «Обеспечение социальной адаптации детей и создание микроклимата сотрудничества в учреждении»,- семинар - практикум «Развитие эмоционального мира детей путем использования новых подходов в организации игровой деятельностью на занятиях и в повседневной жизни».
Консультации на темы :
• Работа с документацией. Планирование.
• Общаться с ребенком. Как?
• Преемственность в работе воспитателя и учителя-дефектолога.
• Условия формирования духовной и трудовой культуры ребенка.
• Принципы общения с агрессивными детьми.
• Нетрадиционные формы и методы закаливания. Профилактика травматизма.
• Профилактика травматизма ребенка.
• Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Все педагоги принимают активное участие в подготовке всех форм методической работы, тщательно готовясь к каждому выступлению. Совместными усилиями методической, психологической и медицинской служб проводится медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка, проводятся консилиумы, собирается портфолио на каждого воспитанника, отрабатываются пути реализации сопровождения, динамика развития.
Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их возникновения, спрятанные в осмысленной деятельности ребенка, во время которой он начинает по новому понимать и переживать этот мир. Поэтому остро стоит вопрос о необходимости повышения уровня знаний воспитателей в области психологии, который никогда не бывает достаточным. Регулярно проводятся психолого-педагогические консилиумы и семинары по таким темам:
• «Общаться с ребенком. Как?»;
• «Игра, как основная деятельность, усвоения ребенком знаний, овладение навыками и умениями, возможность их использования в жизни»;
• «Организация медико-педагого-психологического сопровождения ребенка»;
• «Создание системы воспитания и обучения духовно трудового развития детей»;
• «Принципы общения с агрессивными детьми»;
• «Игровая терапия, как способ повышения познавательной активности ребенка в дошкольные годы»;
• «Возрастные и индивидуальные особенности детей»;
• «Развитие эмоционального мира детей».
Проводятся психологические консультации педагогического коллектива по таким направлениям:
• адаптация, психологические особенности детей, возможные мотивы поведения;
• возрастные и индивидуальные особенности, стратегии взаимодействия с проблемными детьми;
• индивидуальные консультации и психологическая помощь;
• консультации относительно построения индивидуального развития ребенка;
• консультации и рекомендации по проблеме воспитания и развития (папка взаимосвязи «Психологическая помощь»).