Толерантность «Доброе сердце»

Тема занятия: Толерантность «Доброе сердце»

Цель: знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи: выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

                                                Ход занятия

Перед тем как я назову тему занятия, хочу прочитать интересную притчу, послушайте ребята.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял

бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

-любовь;

-прощение;

-терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Обсуждение притчи.

- три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? Какие?

- как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

- всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности и называется оно «Толерантность путь к миру, путь к сердцу».

Термин толерантность объясняется, как терпимость.

 

 

Терпимость это форма поведения. Человек,ребёнок, который хочет жить в мире со своимидрузьями,родными, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Вот какое определение толерантности дают дети, ваши ровесники:

- «Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям»

- «Толерантность - это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше»

- «Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание - эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба»

Как каждый из вас понимает это слово?

Работа в группах.

 Сейчас я предлагаю собрать на доске цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет:

  • уважение мнения и прав других
  • доброжелательность
  • желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
  • уважение человеческого достоинства
  • чуткость, милосердие
  • сострадание
  • прощение
  • принятие другого таким, каким он есть
  • жестокость
  • неуважение
  • эгоизм
  • нетерпимость
  • пренебрежения
  • зависть, унижение
  • равнодушие

     .  агрессивность, лживость, предательство

Воспитатель: В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия"Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, все одинаковы. Делать добро другим не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

ИГРА:

Приветствие.

Цели:

-разрядить обстановку;

-сломать стереотипные формы поведения;

-повеселиться;

-познакомиться с приветствиями в разных культурах;

-сплотить ребят.

Ход игры:

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран

-сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

-потереться носами (Новая Зеландия) (Это Юго-восточная Азия);

-пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания) (Это Англия);

-крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

-показать язык (Тибет) (это город в Китае);

-очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

-обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

Обсуждение

-понравилась ли вам игра?

-попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;

-было ли трудно здороваться каким-то способом?

-показались ли какие-то из приветствий смешными?

-как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

- какую роль играют приветствия в нашей жизни?

- Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом(читаем хором с экрана)

Мы разные в этом наше богатство,

Мы вместе в этом наша сила!

Литература:

Книга И. О. Шуминовой "Роль библиотеки в многонациональном пространстве" (Москва, 2013).

Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения : опыт работы ДОУ города Москвы / Т.Н. Вострухина. М. : Школьная Пресса, 2012. - 109 с. – (Дошкольное воспитание и обучение приложение к журналу «Воспитание школьников» ; Вып. 239).

Формирование терпимого отношения к людям у детей дошкольного возраста : метод. Рек. ВИРО ; [сост. В.Г. Маралов]. Вологда, 2005. 43 с.

  

 

 

 

 

Цитаты про толерантность:

Быть терпимым — значит признавать за кем-либо право поступать как он считает нужным и правильным. Это очень трудно, между прочим! Особенно когда знаешь, как лучше...                    

                                                                                                   Вероника Иванова

« Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста. »

                                                                                                            Далай-Лама XIV

 

Каждый индивид биологически уникален и отличается от остальных. А потому свобода — великое благо, толерантность — важнейшая добродетель, а введение полного единообразия — большое несчастье.

                                                                                                             Олдос Хаксли

 

Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря - беспринципных.

                                                                                                             Сергей Довлатов

 

Половина тайны обхождения с людьми заключена в умении быть внимательным к их убеждениям; вторая половина - терпимость в своих собственных убеждениях.    

                                                                                                                   Даниел Фромэн  

 

Стихи:

Доброта и толерантность спасёт мир.

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХ веке?

Ведь говорят, что стали мы и злей и

                                               черствей.

Но я уверенна, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!

Эй, человек, оглянись-ка вокруг,

Сколько в мире прекрасного!

Разве может всё это вдруг

Стать жертвой взрыва страшного?!

Или нам мало войн и раздоров,

Ссор, аварий и катастроф?

Или мы до конца не поняли,

До чего ж стал мир жесток?

Доброта – это мир, это истина, правда.

Добрый должен быть каждый из нас,

Чтоб частичку её подарить когда-то

Обделённые в жизни хоть раз.

Хоть разок сделать доброе людям,

В них надежду и веру вселить,

Что зло умирает со зрением,

Но добро продолжат жить!

Да, в мире много добрых людей,

И они живут среди нас,

И добротой бескорыстной своей

Помогают нам каждый сейчас!

Пусть будет небо голубое,

А солнце - ясным!

Пусть человек не будет злым,

И станет мир прекрасным.

Выйдите люди, из своих квартир!

Слова мои хорошо слышны?

"Люди, доброта и толерантность

                                         спасёт мир!”

И вы мне поверить должны!          

***

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!    

     Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

***

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

 

***

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почете!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

 

"Детский дом "Жемчужинка"
г. Одесса, переулок Монастырский, 3

тел.: (048) 785-82-45,
факс: (048) 784-26-17 
Email: perlinka@vega.com.ua

 

Департамент образования и науки Одесского городского совета
65039, г. Одесса, ул. Канатная, 134, 
2-й этаж, левое крыло.
тел.: (048)725-35-93, факс: (048)776-12-99
E-mail: gorono@omr.odessa.ua