Get Adobe Flash player

Кучеренко Елена Анатольевна

ПОРТФОЛИО

Руководителя кружка

«Художественная резьба

по дереву»

Кучеренко Елена Анатольевна

Ф.И.О. Кучеренко Елена Анатольевна

Дата рождения:  10.09.1982 г.

Образование:

В 2006 году закончила Одесскую национальную академию пищевых технологий.

Факультет: «Технология хранения, консервирования и переработки плодов и овощей»

Специальность: «Инженер-технолог» 

В 2014 году получила второе высшее образование Южноукраинского национального педагогического университета им.К.Д.Ушинского

Факультет после дипломного образования и работа с иностранными гражданами.

Специальность «Психология»

Профессиональный путь:

Общий трудовой стаж: 15 лет 10 месяцев

Педагогический стаж: 2 лет 6 месяцев

          Должность: руководитель кружка «Художественная резьба по дереву»

Повышение квалификации:

Апрель- май 2012 году прошла обучение в Москве в авторском центре «Художественная резьба по дереву» Ш.Сасыкова.

Резьба по дереву «Татьянка»: новое искусство

Резьба по дереву – это пособие для воспитания характера.

Самый главный инструмент художника, который формируется благодаря постоянной тренировке, — это вера в свою способность творить чудеса тогда, когда это необходимо.

Марк Ротко

Третья способность души после ума и воли — творчество.

Василий Андреевич Жуковский

Все, что ни делается из дерева, все к лучшему…

В руках стамеска, нож, топор,

 Терпенье, воля, плюс - напор
И из обычной древесины
Рождается чудо-узор:

Шкатулки расписные,
Наличники резные,
Деревянные лошадки,
Словно в кружеве, кроватки.

В ход идет любой сучок,
Мастер в деле знает толк.
Он - великий молодЕц,
Красоты живой творец!

Резьба по дереву считается одним из наиболее трудных занятий, мало доступных для любителей ремесла и еще менее пригодных для подростков. Но ведь резьба резьбе рознь. Автор резьбы «Татьянка» предлагает начальный курс резьбы, слишком мало отличающийся по трудности исполнения от распространенного выпиливания, но имеющий то преимущество, что одновременно развивает ловкость пальцев в работе и верность глаза при рисовании. Такой вид резьбы можно назвать прикладным рисованием, только изложенное в более интересной форме. Плоская резьба применяется при исполнении работ в современном стиле и особенно выходит удачна в сочетании с живописью по дереву и с выжиганием.

Главным достоинством художественной резьбы «Татьянка» является то, что она наиболее приближена к природе, к красоте, принуждает и побуждает человека изучать растения, приглядываться к ним. Так возвращается Васнецовская сказочность, романтизм Пришвина, Мамина-Сибиряка и Арсеньева, офорты Фаворского. Человек как бы оборачивается назад и смотрит, откуда он пришел. Все условно растительные элементы на мебели, архитектуре: аканты, ирисы, лепнина — уже не выполняют ту роль, какая изначально отводилась им на самых первых изделиях. Они, став декоративно-условными, являются частью промысла, производства, но выступать в роли посредника между людьми и природой уже не могут.

Резьба же «Татьянка» постоянно возвращает и обращает человека к природе, воспитывает его, исподволь формируя его сознание, личностное восприятие, понимание сути вещей. Возникает обратная связь: человек не может просто все сделать и остаться не понимающим и не любящим природу, он не может не воспринять совершенство природы, ибо сам — лучшая ее часть. Образцы резьбы «Татьянка» вызывают определенные ассоциации, сопереживание, и человек делает не какие-то бездушные изделия, а передает произведению свои личностные индивидуальные качества, добиваясь узнаваемости, ассоциативности, притягательности. Технология от простого к сложному не только позволяет осваивать резьбу, но и воспитывает человека как резчика-художника. Композиции становятся все сложнее и сложнее, требования к резьбе все выше и выше, и, таким образом, создавая все более сложные композиции и глубже понимая ход действий — как и в какой последовательности вырезать, — человек развивается как творец.

Работа начата:  июнь  2012

Направленность кружка «Резьба по дереву»;

 по содержанию является - художественно-эстетической;

по функциональному предназначению — прикладной;

 по форме организации — индивидуальное, групповое;

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время огромное количество молодых людей школьного возраста увлекаются компьютерными играми и проводит много времени за компьютерами. Это сказывается, на их общем всестороннем развитии они становятся более замкнутыми им тяжело находить общий язык со своими сверстниками, они более раздражительны, зачастую живут в каком-то своем выдуманном мире при этом,  не зная, как себя вести в реальном мире и ничего не умея делать руками. На своём кружке я пытаюсь расширить их интересы переключить их внимание на другие сферы деятельности создаю условия, для развития увлекая его различными видами деятельности при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения. Тем самым появляется мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных проблем в современном обществе.

Педагогическая целесообразность кружка:

Программа позволяет решить проблему свободного времени детей, пробуждает у них интерес, к новым видам деятельности расширяя их жизненный кругозор. Обучение поводится индивидуально или в малых группах в зависимости от возраста и возможностей детей. Также индивидуально определяется сложность изготовления. Обучающиеся  могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы. Основой, позволяющей поддерживать длительный интерес учащихся к работе кружка и дающей возможность проводить качественное обучение, является нацеленность творческой мастерской на "конечный продукт". Таковым "конечным продуктом" является поделка из дерева, которая не только должна вызывать у учащегося чувство эстетического удовлетворения, но и применяться в быту. Она должна иметь прикладное назначение или служить для украшения интерьера. По мере приобретения знаний и опыта учащимся, перед ним ставятся новые, более сложные задачи, требующие усилия, необходимого для дальнейшего развития ребенка. Самоактуализация, согласно пирамиде Маслоу, одна из важнейших жизненных ценностей личности. Каждое занятие в кружке для ребенка становится формой движения к более глубокому пониманию современной культуры, решением проблемы включения себя в культуру и выявлением способов участия в ее дальнейшем изменении. На протяжении всего процесса обучения проводится контроль за выполнением заданий. Для успешного усвоения программы имеется необходимое оборудование инструменты, литература.

Цели кружка:

1.      сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом; 

2.      познакомить детей с видами художественной обработки дерева;

3.      способствовать проявлению интереса к традиционному художественному ремеслу;

4.      обучить практическим навыкам резьбы по дереву;

5.      подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономике.

Задачи:

Образовательные:

·         сформировать представление о различных видах резьбы по дереву;

·         обучить безопасным приёмам работы;

·         овладеть приёмами техники выполнения резьбы;

Развивающие:

Развивать профессиональные компетенции:

  • профессиональные качества;
  • информационно – коммуникативные;
  • личностного самосовершенствования;
  • навыки.

 Воспитательные:

·         воспитывать уважение к труду и людям;

·         воспитывать чувства уважения к различным традициям народного творчества;

·         воспитывать у учащихся чувство ответственности, прививать навыки рационального использования материалов.  Способность развитию логического мышления и памяти;

·         воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

·         воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, ответственность, честность).

Отличительные особенности данного кружка в том, что в ней отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного образования. В таком диапазоне, что они изучают, техники выполнения различных видов резьбы начиная, с простой  и в дальнейшем приобретённые ими навыки и умения помогают легче освоить более сложные виды резьбы, пробовать их комбинировать, используя всё  большее количества инструмента. Обучающиеся  могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы. При изготовлении деталей  изделий, используются токарные виды обработки. Каждый учащийся может выбрать себе занятие по своему вкусу и способностям. Основной формой организации деятельности детей является  выполнение практических работ, ведь при выполнении именно практических заданий достигаете максимальное усвоение необходимых практических знаний и умений.

Данная техника резьба по дереву «Татьянка» достаточна простая, и каждый может ее освоить, обучение имеет сразу несколько положительных эффектов: улучшение психологического и физического состояния в процессе обучения (за счет  характера труда), возможность после обучения найти хобби или работу, где понадобиться навыки техники резьбы.

Это увлекательное и интересное занятие - резьба по дереву может стать точкой опорой в жизни. При заинтересованности самого ученика она может стать не только «якорем», удерживающем его на плаву, но и профессией, которая позволит получать высокий заработок, стать самостоятельным, независимым и более уверенным в себе.

Влияние на организм.

     Резьба по дереву, отличие от рисования, лепки и даже чеканки, требует приложения физических усилий. Величина их зависит от вида резьбы и свойства дерева (твердости, плотности и влажности). При выполнении мелкой резьбы, как «Татьянка», работают в основном кисти рук и пальцев. При этом прилагаемое физическое усилие для всего организма небольшое, но для рук и пальцев значительное.

     В то же время больше по размеру элементы резьбы вовлекают в работу другие мышцы рук и даже всего тела. Например, резьба на шкатулке, резчик, работает в своем авторежиме, затрачивая определенные физические усилия на продвижение стамески при срезании стружки и на удержание в руках изделия. В этом процессе учувствует все тело. Таким образом, возникает слабое физическое напряжение, происходит незаметная работа тела – на это человек даже обычно даже не обращает внимания. Но все же занимаясь резьбой несколько часов подряд, организм человека испытывает значительную, хотя и дозированную нагрузку.

Развитие моторики.

     Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в жизни любого человека,  от этого буквально зависит его жизнь, его способности, умения и навыки. Дело в том, что развитие мелкой моторики благотворно влияет на развитие мышления, внимания, воображения, памяти, координации и речи.  Объясняется это тем, что отделы головного мозга, ответственные за  речь и движения пальцев, располагаются рядом.

    Тренировка мелкой моторики активизирует отдел мозга, отвечающий за деятельность, а вместе с ним начинает работать и соседняя область , отвечающая за речь. Именно поэтому развитию мелкой моторики следует уделять особое внимание. Но не стоит думать, что развивать моторику нужно только в первые годы жизни.

      Как показывают исследования и тестирования  повсеместный отказ от уроков каллиграфии в школах, а также активное использование электронных устройств привело к отклонению в развитию объемно-пространственных согласованных движений рук и мозга. Фактически такие люди,  непригодны для профессий, где требуется развитая моторика рук: хирург, офтальмолог,  летчик, нейрохирург,  стоматолог, ювелир и т.д.

     При этом дети, которые совмещают освоение компьютера с занятиями  резьбой «Татьянка», этими отклонениями не страдают вообще. В процессе резьбы задействованы все пальцы обеих рук, идет небольшая, но постоянная физическая нагрузка на мелкие мышцы, в результате чего развивается мелкая моторика.

Занятия с детьми.

     Вырезать «Татьянку» могут и дети: с 6 лет, если держать им руку, с 9 лет они справляются самостоятельно с довольно сложными работами, с 12-13 лет вовсю делают товарные изделия на одном уровне со взрослыми.

     При этом уроки «Татьянки» как изобразительное искусства и технология являются хорошей тренировкой для всестороннего развития личности и могут тем самым восполнить недостатки в образовательных  программах. Занятия художественным творчеством развивает правое полушарие, которое отвечает за зрительно-пространственные образы, творческое мышление, воображение, восприятие живописи, рисунка, скульптуры. В результате ребенок получает доступ к той части разума, которая способствует формированию творческой, интуитивной мысли, а потому приобретает и способность мыслить более творчески и в других областях жизни. 

Стадии освоения резьбы по дереву « Татьянка»

1. Стадия резчика-примитивиста.

Характер: примитивный условно-растительный орнамент, составленный их ограниченного набора элементов; строго определенная система подрезок, приемов резьбы и последовательность исполнения; обязательность вырезания элементов соответствующим инструментом.

Черты: статичность, условность.

Изделия: декоративные, сувениры, интерьер.

Рельеф: плоскорельефная резьба.

2. Стадия резчика-декоратора.

Характер: рисунок орнамента и резьба составляют уже сложные природные элементы, такие как листья, веточки, плоды, животные.

Черты: сохраняется определенная статичность орнамента.

Изделия: декоративные, сувениры, интерьер.

Рельеф: низкий  и средний.

3. Стадия резчика-натуралиста.

Характер: рисунок и резьба преследуют цель создания сюжетных композиций, передачи естественности, физических свойств объектов(гибкость, вес, упругость, влажность, вялость листьев).

Черты: натуральность, реализм, сюжеты с анималисткой.

Изделия: художественные и декоративные, картины, интерьер.

Рельеф: средний и высокий.

4.  Стадия резчика-художника.

Характер: собственно говоря, это уже стадия художника, использующего резьбу по дереву с целью создания художественных произведений, передачи собственного мироощущения, духовно-эмоционального состояния.

Черты: ассоциативность, перспектива, свойства и состояние природы.

Изделия: художественные и декоративные  картины, сувениры, интерьер.

Рельеф: высокий, скульптура.

Общие для всех стадий.

     Нацеленность на профессионализм, частоту резьбы и в итоге изготовления изделия товарного вида.

Система учебных досок

     Резьба по дереву «Татьянка» - это  единая система, разбитая на учебные доски и техно лишь для удобства и четкой организации учебного процесса. С этой же целью автором этого стиля были разработаны специальные инструменты «Татьянка», обладающие постоянными характеристиками и параметрами, рассчитанными именно для работы по мягким пластичным породам древесины и выполнения из единого массива дерева ювелирно-тонкого, ажурного и технически сложного растительного орнамента «Татьянки».

    На каждую из учебных досок размещается система элементов, создающий определенный орнамент, - техно. Каждая доска имеет свою логику вырезания, подчиненной одной задаче – получить устойчивые профессиональные навыки. Каждая следующая доска предназначена для освоения новых приемов, но при этом наследует элементы , изученные при вырезании предыдущих.

    Навыки, полученные после вырезания каждой доски, позволяет делать резные изделия различной сложности.

  

Геометрическая резьба по дереву

Свое название геометрическая резьба получила от того, что главными ее элементами являются геометрические фигуры: четырехугольники, треугольники, окружности и т.д.  Геометрическая резьба  служит в основном для украшения  домашней утвари, мебели. Самым древним и  распространенным видом геометрической резьбы считается  трехгранно-выемчатая резьба, она проще остальных,  так как для ее исполнения требуется всего один инструмент  - нож-косяк.  

Техно «Ивушка»

Вот с этой несложной учебной доски и начинается обучение. Этим узором уже можно оформлять полноценные изделия, но основная его задача - приобретение навыков работы инструментом (стамески необходимо держать двумя руками так, как показывает преподаватель, иначе велика вероятность порезов) и отработка нескольких базовых элементов, которые будут периодически появляться в последующих более сложных учебных досках.

Получение базовых навыков работы с деревом, все манипуляции и движения стамесками, ножом, которые пригодятся в последующих работах.

 

                

Техно «Муравка»

         

Учебная доска в техно «Муравка» последовательно развила и продолжает развивать техно «Ивушка». Прототипом листочков послужил побег травы «гусиные лапки».Техно и рисунок доски «Муравка» почим без трансформации могут быть использованы для декорирования любых изделий.

 

   

Техно «Ромашка»

Ромашки – еще один элемент резьбы «Татьянка». Для выполнения этой доски вполне достаточно опыта вырезания техно «Ивушка». Но при всей внешней простате форм и даже примитивности вырезания ромашек относится к ним надо очень серьезно. Техника вырезания их не так сложна, как обязательна  - точность ее соблюдения гарантирует успешное овладение целым разделом в резьбе, имя которому «Цветы».

 

Техно «Фиалка»

В выполнении техно «Фиалки» нет ничего сложного и техно можно выполнять в рельефе разной высоты.

 

 

Важным новшеством, с которым связано своеобразие этого вида искусства и его специфический «почерк», является новая, разработанная Шамилем Сасыковым  технология обработки дерева. Именно она позволяет раскрыть саму природу материала, понять и почувствовать присуще ему качеству и прежде всего демонстрирует удивительную пластичность, способность к передаче как условных, так и конкретно-подобных образов.

Резьба по дереву «Татьянка» создает своеобразный художественный мир, творя причудливую, неповторимую ткань стиля из разных комбинаций, вариантов резьбы.  Все это создает ощущение предельно бережной сохранности дерева и природоподобия образов. Иногда возникает желание называть эту резьбу «лепкой из дерева».

Резьба по дереву способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воспитывает усидчивость, совершенствует мелкую моторику рук, обучает профессиональным приёмам обработки дерева и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее.

Можно отметить, что те дети, которые  занимается резьбой стали боле позитивно смотреть на жизнь, на окружающий мир, повысилась самооценка и расширился кругозор.