Иванова Светлана Владимировна

Родилась 11.08.1956

Образование высшее, закончила исторический факультет ОНУ им. Мечникова в 1980 г по специальности: история, преподаватель истории и обществоведения

Трудовой стаж с 1973 по 1996, затем с 1999 по настоящее время.

Педагогический стаж: с 2005 по 2011 год, затем в 2014 – ОНУ им. Мечникова, доцент кафедры археологии и этнологии, с 2015 года – и.о. профессора кафедры археологии и этнологии.

Повышение квалификации – защита диссертации доктора исторических наук (2014 г).

Награды

1.Почесна грамота Південного Наукового Центру та Ради ректорів вищих навчальних закладів Одеського регіону від 20.05.2005.

2.Почесна грамота голови Одеської державної адміністрації від 18.11.2008.

Самообразование

Литература по самообразованию

1.Роль шкільного музею в виховальному процесі сучасного загальноосвітнього навчального закладу. Музейна педагогіка. (методичний ний посібник на виконання програми патріотичного виховання дітей).

Формування патріотичної свідомості та громадської активності спирається насамперед на добре знання рідного краю. Вивчення історії «малої Батьківщини» є тією духовною стержиною, яка веде до справжнього дієвого патріотизму.

2.Цареградская А.С. Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома // http://festival.1september.ru/articles/551332/

Воспитанники детского дома общаются со взрослыми не так, как дети из семьи. Прежде всего они проявляют большой интерес ко взрослому; часто обращаются к воспитателю, стремятся любым путем завладеть его вниманием. Все это говорит о том, что дети явно испытывают потребность во внимание взрослого. И что, интересно у ребенка из семьи в общение со взрослым есть главный мотив общения, познавательный мотив, тогда как у детей-сирот доминирующем мотивом общения является потребность во внимание и доброжелательности.

3.Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Дистанционные лекции, школа приемных родителей

Источник: http://crisiscenter74.ru/tema-6-osobennosti-razvitiya-rebenka-ostavshegosya-bez-popecheniya-roditeley

Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.

4.Психологические особенности и основные аспекты психологического сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителейМетодическое пособие для специалистов социальной сферы. Минск 2012. 67 с.

Главной отличительной чертой жизни ребенка, оставшегося без попеченияродителей, является проживание в условиях общей депривации. Этот термин обозначает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка. Иными словами, не удовлетворяются или удовлетворяются очень ограниченно потребности ребенка в материнской любви, эмоциональном тепле, двигательной активности, разнообразных социальных контактах и т.д. Мир детей-сирот сложен, противоречив и непредсказуем. Живы родители, и, в то же время, их нет. Где-то существует родной дом, но туда ребенка не отпускают, потому что там остались те, кто больше не имеет права называть себя гордым имени «родитель».

Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения, имеющее для него пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви —проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства — вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — сенсорную, двигательную, психосоциальную, материнскую и др.Часто детей, которые балуются, ведут себя непослушно, непосредственно, импульсивно, иногда нападают на других детей без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать, взрослые считают агрессивными. Однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.Действительно, в какой-то период многим детям свойственна агрессивность. Детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И наиболее удовлетворительным решением для ребенка может показаться агрессивная реакция. Особенно если у ребенка ограниченны способности к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность.

5.И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки Книга для психологов Минск, 1998 http://www.klex.ru/da6

Представлены материалы описывающие особенности психического развития и поведения депривированного ребенка, даны педагогические рекомендации по преодолению личностных и поведенческих затруднений у детей,

6.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001, 480 с.

С. 143-151 Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного образования у детей. Создание условий для творческого развития на основе приоритета интересов, а также обычаев и традиций народной культуры. Программы, направленные на социализацию детей, адаптацию их жизни в обществе, возможность для детей проявить себя в различных видах социально значимой практической деятельности. В то же время – повышение образованности детей, стимулирование их самообразования.

Занятия подразделяются н теоретические (лекции) и практические, в которых дети могут опробовать полученные знания. Это способствует развитию познавательных способностей у детей и их творческого потенциала. Образовательный процесс проходит в условиях творческого содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и совместной деятельностью. Создается социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные ценности ребенка как личности, а также нормы социального общения, но и реализуются на практике научные и культурные достижения социума.

В отличие от других видов образовательной деятельности, в рамках дополнительного образования можно объединить детей разных возможностей и уровня развития, в том числе и склонных к асоциальному поведению.

Принципы работы: возрастной подход, личностный подход, принцип природосообразности (основываться на научном понимании), принцип культуросообразности (основываться на общечеловеческих ценностях), метод изменения отношений.