Финансовая грамотность и экономическая культура – это необходимость

Социологи считают, что сегодня только около 20% учащихся детских домов справляются с трудностями и находят свое место в жизни, получают работу, создают хорошие семьи. Современная жизнь с ее высоким темпом и широкими возможностями требует от выпускников, живущих вне семьи, и не имеющих возможности естественным путем познать сложные процессы «взрослой» жизни, максимальной информированности и профессиональной подготовки.

Вступая в экономические отношения, молодые люди должны быть носителями экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Степень приобщенности к экономическим знаниям, способам осуществления экономических отношений, нормам и этике им сопутствующим, свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его формами.

Подросткам очень трудно приходится после ухода из детского дома влиться в реалии современной социальной действительности, отвечая ее необходимым финансовым запросам, т.к. жизнь таит много соблазнов и разочарований. Одна из основных целей – социальная и экономическая адаптация наших детей, обучение ребят трудовым и профессиональным навыкам. Без заложенных эконмических знаний и сформированной экономической культуры эту цель не осуществить.

Благодаря введению системных занятий по экономике с четко заданной целью, и четким пониманием, чего мы ожидаем, позволит повысить уровень финансовой грамотности подростков. Общая задача освоения финансовой грамотности детьми-сиротами – обучение умению грамотно распоряжаться денежными средствами, контролировать свои доходы и расходы, понимать правила и возможности действующей банковской системы, возможностями банковских продуктов.

Обучение детей направлено на освоение азов экономики, формирование экономических представлений и экономического сознания с последующим погружением их в реальные экономические отношения. Актуальность обучения обусловлена значимостью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, правильной ориентацией в происходящих экономических явлениях, формированию экономического сознания, к реальному погружению в действительность.

Обучение пробуждает экономическое мышление, дает знания об экономической стороне жизни, погружает в экономическое пространство посредством ведения бюджета, умения планировать и осуществлять самостоятельно покупки, способствует формированию нравственных качеств, умению считаться с интересами других людей, сплачивает коллектив группы, дает представление о новых профессиях. В результате у воспитанников обогащается словарь, расширяется кругозор, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Более того, усвоение экономических знаний в школьном возрасте – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Отсутствие жизненного опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни. Умение планировать бюджет, распоряжаться карманными деньгами, которые у домашнего ребенка воспитывается на примере мамы и папы, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется, поэтому выпускники детских домов особенно остро нуждаются в эконмических знаниях.

Для получения практических знаний, искоренение иждивенчества, формирование конкурентоспособной личности, готовой к самостоятельной жизни и отсутствие жизненного опыта для вышеперечисленного, вынуждает организовать работу так, чтобы воспитанник что-то делал для себя и для коллектива (освоение товарно-денежных отношений), следовательно, его труд должен оплачиваться, т.е. стимулироваться. Для успешной социализации выпускников к самостоятельной жизни необходимо приобретать как теоретические знания по экономическим дисциплинам, так и практические навыки ведения бюджета.

Основной целью экономической социализации является социализация воспитанников детского дома через экономическое воспитание и получение знаний и навыков экономической культуры. Здесь решаются следующие задачи:

  • приобретение житейских экономических умений и навыков;
  • выработка умения занимать активную жизненную позицию;
  • выработка навыков ориентирования в условиях рыночной экономики;
  • профессиональное самоопределение;
  • формирование привычки бережливости и экономии, воспитать нетерпимое отношение к безответственности, неорганизованности в труде, к иждивенчеству, бесхозяйственности, расточительности;
  • формирования грамотного потребительского поведения;
  • включить воспитанников в социально-значимую деятельность.

Предполагается формирование у воспитанников понятий: что такое собственный бюджет, откуда берутся деньги, что такое финансовое благополучие человека, как заработать деньги и что такое личное финансовое планирование, как организовать личный бюджет.

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
(Роберт Кийосаки, американский предприниматель).
В нашем случае – благополучным.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *