Если говорить о детях дошкольного возраста, то очень сложно выделит, что для ребенка важнее: духовное воспитание или физическое, эстетическое или этическое. Но подходя к возрасту 8 – 10 лет, главным в воспитании наших детей мы считаем – трудовое воспитание с учетом индивидуальных наклонностей и дальнейшего выбора профессии.
В условиях детского дома решаются следующие задачи трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду, как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, потребности в творческом труде. Самая главная задача – это подготовка к сознательному выбору профессии, формирование культуры труда, трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремленности, умения планировать свою деятельность, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности.
Сегодня, учитывая условия изменяющегося общества, мы должны готовить детей не к выбору профессии, а сформировать у них самые необходимые компетенции.
Содержательную основу трудового воспитания в детском доме составляют следующие виды труда:
- учебный труд (работа в теплице, в столярной и швейной мастерских);
- общественно-полезный труд (самообслуживание, бытовой труд, уход за растениями);
- производительный труд (бригада по ремонту, уборке урожая, трудовые отряды, работа по найму);
- летняя учебная практика.
10 самых востребованных навыков в 2020 году
1. Решение комплексных задач
2. Критическое мышление
3. Творческие способности
4. Управленческие таланты
5. Координация с другими
6. Эмоциональный интеллект
7. Способность рассуждать и принимать решения
8. Ориентация на обслуживание
9. Навыки ведения переговоров
10. Когнитивная гибкость.
Формы и методы организации трудовой деятельности: беседы, практикумы, уроки, семинарские занятия, индивидуальные и коллективные формы.
Физический труд: в учебных мастерских, теплице, на участке детского дома.
Процесс труда тесно связан с проявлением нравственных качеств: взаимопомощи, уважения к людям и к результатам труда.
Ожидаемые результаты:
- психологическая и практическая готовность детей к труду;
- проявление интересов и наклонностей;
- сформированность положительного отношения к труду, культуре труда.
Ушинский говорит о том, что у детей должна быть организована каждая минута. «Если ребенок без дела в руках или без мысли в голове – портится и сердце, и ум, и совесть».
«Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Мир меняется на глазах. Понятие «работа на всю жизнь» стало анахронизмом. А как выбрать профессию, если завтра она станет невостребованной. А что если…? – тысячи!
1. Работа с информацией
300.000 сообщений в день. Чтобы не «оглохнуть» от информационного поля, нужно научиться фильтровать, анализировать и выбирать самое важное.
2. Самодисциплина
Чем больше задач, тем больше успеваешь!
Научиться организовать свое время!
Сегодня планировать свое завтра!
3. Умение учиться
4. Знание английского языка расширяет круг доступа к информации
5. Навыки коммуникаций
Человек умеющий говорить красиво и грамотно, всегда на голову выше остальных. А вот умение аргументировать свою позицию по-прежнему на вес золота.
6. Эмоциональный интеллект
Иногда общение с умным человеком отталкивает. Поэтому, чтобы находить общий язык с людьми – нужно понимать и контролировать свои эмоции. Больше слушать, чем говорить! – ключ в познании себя.
Если выбирать профессию по востребованности, то придется постоянно переучиваться, поэтому европейские эксперты говорят, что нужно уметь приспосабливаться под новые требования к новым навыкам. Иметь профессиональную квалификацию и коммуникативные способности. Модель «твердых» и «мягких» навыков устарела. Нельзя освоить одну профессию на 30 лет.