Восприятие и понимание самих себя в социуме подростками разного уровня межличностных отношений

Подростковый период – это проверка на прочность ребенка, т.к. в подростковом возрасте обостряются противоречия, а возможности  как раз предполагают ту внутреннюю работу, которая нацелена на их разрешение. Именно в этот период ребенку требуется оказать значительно больше понимания со стороны взрослых. Гуманное отношение и эмоциональная поддержка взрослых в этот значимый момент позволяют подростку прожить кризис, не снижая темпов психического развития. В противном случае, происходит кризис без развития и фиксация на неразрешенных противоречиях.

 Психологические ресурсы подростка проявляются:  Подростки с высоким уровнем межличностных отношений имеют психологический ресурс и в процессе подросткового кризиса могут гармонично общаться с другими людьми (членами семьи, одноклассниками, «хорошими» и «плохими» людьми, «детьми» и «взрослыми»), которые помогают им обрести новые аспекты самого себя.  Подростки с низким уровнем межличностных отношений не могут иметь подобную обратную связь, т.к. в их межличностных отношениях наблюдается психологический «сбой» во внутреннем самочувствии, что не может не отражаться на дальнейшем их психическом развитии, как в периоде юности, так и во взрослом периоде. Например, их отношение к учителю, эти подростки не «видят» индивидуальности учителя не хотят ее принимать, у них нарушена система общения «учитель «- ученик», явная неудовлетворенность ведет к увеличению конфликтности в отношениях. Известно, что неадекватность восприятия может вылиться в неадекватные формы поведения.

 Подростки высокого уровня  межличностных отношений способны не только «видеть» индивидуальность учителей, но и целиком ее принимать, они объективно оценивают индивидуально-психологические особенности учителя, что является прекрасным условием для развития отношений «учитель-ученик». В общении с учителями присутствует доброжелательность. Подростки с высоким уровнем межличностных отношений  удовлетворены общением с «детьми», объективно оценивают их личностные достоинства, что  свидетельствует о плавном процессе социализации, т.е. развитии социальной зрелости, взрослении подростков. Характеристики межличностного восприятия едины у этих подростков: нет особой дифференциации в структуре восприятия «взрослых» и «детей», а присутствует целостная система восприятия личности.

Восприятие «детей» подростками низкого уровня межличностных отношений  весьма негативно: это авторитарный стиль, порой излишняя строгость, некоторая агрессивность во взаимоотношениях с «детьми», стремление постоянно вмешиваться во взаимоотношения, и, что самое главное, неумение строить общение, непринятие индивидуальности ребенка. Эти особенности межличностного восприятия, будут усугублять подростковый кризис, выражающийся в неадекватном поведении. Неудовлетворенность подростком системой сложившихся взаимоотношений в классе, в семье и т.д., выражается в неспособности исправить положение. Неспособность взрослых изменить ситуацию общения, пересмотреть в сторону конструктивности систему взаимоотношений с подростком, вероятно, способствует не только развитию неврозов у детей, а также, возможно, выльется в область правонарушений и другой вид асоциального поведения.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *