2018

Песочная терапия в работе с детьми

image2

Песочная терапия в работе с детьми

Юрченко Т.А.

image2  

   

Песочная терапия в работе с детьми

Юрченко Т.А.

     Игра с песком самое древнее занятие человека. Ведь даже для того, чтобы рисовать рисунки на скалах, нужны были подручные средства и навыки. А песок – он повсюду. Взял его в руки, и он уже струится, высыпается, создает фигурки. Свойства песка уводить в землю негативные эмоции и освобождать психику от внутренних конфликтов были замечены психотерапевтами. Известный психотерапевт К.Юнг разработал основы песочной терапии.

     Используется песочная терапию для решения психологических проблем у детей. Взрослые могут определить и озвучить свое психологическое состояние, а дети свои внутренние проблемы могут наблюдать только. Дети не могут пожаловаться на ситуации, которые создают внутренний дискомфорт. Ребенок нуждается в помощи психотерапевта, если:

у него присутствуют страхи и часто возникающая тревожность;

возникают нервные тики и неврозы;

неадекватное поведение;

заниженная самооценка;

сложные отношения со взрослыми, одноклассниками, учителями или воспитателями;

бывает депрессивное состояние и суицидальные мысли;

перенесенная психологическая травма или насилие.

     Песок обладает способностью струиться и уводить в землю негативные переживания и страхи. Поэтому результатом песочных игр-занятий является освобождение от всего, что беспокоит и волнует. И, самое главное, что это освобождение происходит на подсознательном уровне, без применения психологического воздействия и медицинских препаратов. Занятия песочной терапией при помощи психотерапевта, который ненавязчиво подталкивает ребенка к освобождению от внутренних проблем, развивают самооценку ребенка и помогают ему самоутвердиться в обществе. Детская песочная терапия не ставит цель переделать ребенка, а позволяет через игру научиться быть самим собой.

     Для того чтобы устранить психо — эмоциональные проблемы у ребенка, недостаточно 1-2 занятий. Чаще всего занятия ведутся по программам, включающим не менее 6-10 занятий.

     Программа занятий песочной терапии построена таким образом, что на первом и втором занятии психолог определяет, какие психологические проблемы существуют у ребенка. Далее идут занятия, направленные на развитие, формирование и корректирование эмоционального состояния. На заключительном занятии психолог исследует, насколько изменилось сознание ребенка. Каждая программа занятий песочной терапии обязательно включает свободную игру в песочнице, при которой у ребенка раскрывается фантазия и творческие способности. Ведь недаром К.Юнг, автор песочной терапии, утверждал, что «Фантазия – мать всех возможностей».

     Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.

Учёные выделили три стадии игры малыша с песком:

     Хаос.

Это этап, когда на игровой площадке нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, люди, растения. Такое обращение с сыпучим материалом говорит о том, что ребёнок тревожен, взволнован.

     Борьба.

На этой стадии малыш чётко делит персонажей на хороших и плохих, причём преобладание последних может быть довольно значительным. Это период внутренней борьбы в душе у ребёнка. Психологи советуют не торопить малыша менять сюжет игры, добавляя положительных героев. Он должен сам прийти к этому.

     Исход.

Это последняя, финальная стадия терапии. Она обозначает, что ребёнок уравновешен, спокоен и находится в мире с собой.


     Терапевтическая игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

     К основным принципам игр па песке относятся:

создание для ребенка комфортной и защищенной естественной стимулирующей среды, для прояв­ления творческой активности;

реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

     Песочная терапия для детей - это возможность:

- выражения своего внутреннего мира - здесь и сейчас;

- осознавания своих эмоций и чувств;

- понимания своих желаний и поведения;

- развития уверенности в себе.

       Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

  image3image4

 

"Детский дом "Жемчужинка"
г. Одесса, переулок Монастырский, 3

тел.: (048) 785-82-45,
факс: (048) 784-26-17 
Email: perlinka@vega.com.ua

 

Департамент образования и науки Одесского городского совета
65039, г. Одесса, ул. Канатная, 134, 
2-й этаж, левое крыло.
тел.: (048)725-35-93, факс: (048)776-12-99
E-mail: gorono@omr.odessa.ua