2018

Конфликты в младшем школьном возрасте

                                                                            Чернис Е. Л.

Поскольку наши воспитанники проводят в обществе друг друга большую часть времени, важно создать для них благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт

Конфликты в младшем школьном возрасте

Чернис Е. Л.

Поскольку наши воспитанники проводят в обществе друг друга большую часть времени, важно создать для них благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт. К сожалению, следует отметить, что на данный момент конфликты в группе происходят довольно часто, а способы их решения не всегда конструктивны. Поэтому важно рассмотреть этот вопрос во всех аспектах и направить педагогическую деятельность на формирование и развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций:

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Конфликты в младшем школьном возрасте в пределах группы чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. В данной статье мы рассмотрим причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте и стратегии поведения участников конфликта для его решения.  

Как отмечается в обзоре конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди детей конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух (и более) лидеров и их группировок за первенство. А также конфликты в отношениях с ребятами, причиной которых является особенность возраста - формирование морально - этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены (слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту).

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон.

На появление конфликта влияют социально-психологические причины:

1) возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

2) непонимание людьми того, что обсуждение проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон;

3) выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга;

4) психологическая несовместимость;

5)внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям другой группы;

6)ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления её с позициями других людей;

7)осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им;

8)стремление к власти и т. д.

Психологи выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте.

Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.

Компромисс. В этом случае конфликтующие между собой школьники идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью -- на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.

Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, но при несущественных трениях избегание приемлемо. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было.

Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность.

Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве -- добиться максимального взаимного выигрыша.

Таким образом, мы установили причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте. Это как личностно-психологические причины, так и социально-психологические. А также рассмотрели пять основных стратегий поведения младших школьников в конфликте. Это соперничество, компромисс, уход, уступка, сотрудничество

 

 

"Детский дом "Жемчужинка"
г. Одесса, переулок Монастырский, 3

тел.: (048) 785-82-45,
факс: (048) 784-26-17 
Email: perlinka@vega.com.ua

 

Департамент образования и науки Одесского городского совета
65039, г. Одесса, ул. Канатная, 134, 
2-й этаж, левое крыло.
тел.: (048)725-35-93, факс: (048)776-12-99
E-mail: gorono@omr.odessa.ua