2018

СВОЕОБРАЗИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

                                                                            Соловьёва Светлана

Изучение взаимоотношений человека, ставшее, по сути, «проблемой века», является ключевой проблемой.

СВОЕОБРАЗИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

Изучение взаимоотношений человека, ставшее, по сути, «проблемой века», является ключевой проблемой.

Взаимоотношение со сверстниками, взрослыми – важнейший фактор общего психического развития ребенка. Только в контакте с людьми возможно усвоение детьми общественно – исторического опыта человечества и реализации или прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Известно, что если младенца содержать в тепле, чистоте, регулярно кормить, но не разговаривать с ним, не ласкать его, то ребенок становится вялым, апатичным, теряет в весе, отстает в умственном развитии. Такое явление получило название «госпитализм », причина которого в отсутствии эмоционального общения, доверительных контактов взрослых с детьми. Это часто наблюдается в первом для сироты интернатном учреждении – детском доме.

Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок очень рано начинает занимать негативную позицию по отношению к другим. Дети, воспитывающиеся в большом коллективе, устают от нагрузок и шума, поэтому часто «срываются», «грубят». Они очень переживают потерю родителей, и преодолеть это сложно. А так же то, что эмоционально и информационно их жизнь перенасыщена, у них практически нет зоны, недоступной для взрослых и вообще для других людей, и в школе, и в детском доме они постоянно на глазах контролирующих людей. 

Поэтому дети часто не очень хорошо усваивают новую информацию из – за перегруженности. Безусловно, им нужно учиться общению. Это одно из слабых мест этих детей. Как правило они все не умеют общаться. Спотыкаются друг о друга, о взрослых, проявляют агрессию от того, что у них не получаются отношения, а не оттого, что агрессия в них заложена на генетическом уровне.

Коллектив воспитательной группы детского дома не является статистичным, неизменным. Разным бывает влияние одних на других, оно не всегда однозначно, не всегда положительно. Ребенок, живущий в детском доме, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Этот факт создает особые социально – психологические условия, вызывающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиленную агрессию.

Взаимоотношения в группе проявляются в форме избирательных отношений. Это наиболее яркая разновидность положительного отношения ребят друг к другу, которая выражается в форме дружбы. Подростки менее зависят от взрослых. Свои дела, планы, тайны они доверяют другу. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. 

Самое трудное в отрочестве - чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

Решающую роль для самочувствия детей-сирот имеют их отношения с воспитателем – тем взрослым, с которым они проводят наибольшую часть времени. Помочь ребенку, находящемуся в детском интернатном учреждении, сможет лишь тот воспитатель, который умеет, видеть реальное состояние ребенка, воспринимать его проблемы, ставить себя на его место.

В настоящее время важно умение воспитателя не только слушать ребенка, но и услышать его и откликнуться, уважать и соблюдать его права.

Известно, что предпочтение, которое воспитатель отдает определенным детям, болезненно воспринимается другими, особенно если они принадлежат к так называемым отверженным. Для улучшения психологического климата в группах воспитателям необходимо больше обращать внимания на тех, кто отвергнут детьми. Следует учитывать, насколько важными для детей, не живущих с родителями, являются их взаимоотношения с воспитателем, и если воспитанник занимает низкое положение в группе и также низко оценивает свои взаимоотношения со взрослыми, то можно с большой долей вероятности говорить о внутреннем неблагополучии ребенка.

Особое внимание педагог должен уделять обучению детей правильному стилю общения. Конечно, такое обучение проходит ежечасно в естественной обстановке жизни группы воспитанников интернатных учреждений, но при этом необходимо формировать и специальные приемы и навыки общения.

Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не только с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали принять точку зрения другого.

Таким образом, только благоприятная для полноценного развития детей обстановка интернатного учреждения, правильное построение взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками детских домов, эмоциональная отзывчивость педагога, его умение увидеть в ребенке личность способствуют успешной социализации детей-сирот, формированию их образа Я.

Воспитатель группы “Фантазия»

                                      Соловьёва Светлана

 

 

"Детский дом "Жемчужинка"
г. Одесса, переулок Монастырский, 3

тел.: (048) 785-82-45,
факс: (048) 784-26-17 
Email: perlinka@vega.com.ua

 

Департамент образования и науки Одесского городского совета
65039, г. Одесса, ул. Канатная, 134, 
2-й этаж, левое крыло.
тел.: (048)725-35-93, факс: (048)776-12-99
E-mail: gorono@omr.odessa.ua