2018

Как мы исследовали состояние одесских пляжей и водоросли собирали

                                                                             Паловеева А.А.

«Изучение и наблюдение породило науку» Цицерон.

Многие из взрослых часто задумываются, как пробудить в ребенке интерес к науке и различным дисциплинам.

Как мы исследовали состояние одесских пляжей и водоросли собирали

                                                                             Паловеева А.А.

     «Изучение и наблюдение породило науку» Цицерон.

Многие из взрослых часто задумываются, как пробудить в ребенке интерес к науке и различным дисциплинам. Воспитатели нашей группы решили написать с воспитанниками настоящую научно-исследовательскую работу. Ребята не верили, неужели дети могут написать научный труд, ведь этим занимаются только ученые. Тогда перед воспитателями стала задача, как их заинтересовать и пробудить у них любознательность.

     Мы решили использовать их знания и наблюдения об окружающей среде. Так мы совместно с детьми сформулировали тему нашей будущей научной работы: «Проведение научно-исследовательской работы по изучению экологического состояния одесских пляжей». Целью нашей работы стало: формирование у воспитанников чувства единства с природой, гуманное отношение к окружающей среде, любви к родному городу, формирование чувства ответственности за происходящее вокруг, желание вызвать познавательный интерес у детей и развить интерес к научной деятельности, научить их анализировать полученную информацию

и делать выводы.

     Наши дети очень внимательны, они постоянно замечают, какие изменения происходят вокруг. Поэтому для них эта работа была интересна. Цели, поставленные для создания этого труда, для них были понятны.

       Мы решили исследовать состояние морской воды (ее загрязнение органическими веществами) с помощью сбора водорослей. И вот тогда, когда мы почувствовали, что им это стало интересно, мы начали вводить новые для них слова: биометки, сбор материала, обработка данных, альгология (наука, изучающая водоросли) и т.д. Именно в этот момент и заработали эмпирические методы (наблюдение, сравнение, эксперимент), теоретические (анализ, синтез). Теоретические методы следуют за эмпирическими. Мы объяснили детям, как определить загрязнена ли морская вода органическими веществами. Мы им объяснили, что это делается очень простым методом, путём сбора водорослей с поверхностей, находящихся в воде. Это могут быть камни или пирс. Чем больше масса собранных водорослей, тем больше органических веществ. Такие наблюдения называют – биометкой.

     Мы составили план нашей работы, сформулировали цели и задачи. После чего началась подготовка. Мальчики сделали рамку для сбора материала. Расписали план выездов на пляжи, подготовили весы для взвешивания материала. И работа закипела!

       Мы объездили пять пляжей нашего города, где был собран материал, были записаны наблюдения об экологическом состоянии каждого пляжа. Какое же умиление вызвали у младших детей крошечные разновесы по 10 и 5 мг, когда они взвешивали добытый материал! Старшие ребята показывали им, как необходимо взвешивать и очищать полученный материал. Они воспользовались своими знаниями, полученными на уроках физики и химии. И вот пришел кульминационный момент, мы начали обрабатывать полученные данные. Ребята увидели, что на одних пляжах водорослей в три раза больше, чем на других. Они начали задумываться, а почему? Взрослые объяснили детям, что такое органические вещества, и как они попадают в морскую воду. В этот момент пригодились наблюдения детей. На пляжах, где был высокий уровень загрязнения, дети наблюдали большое количество точек общественного питания, грязь, чаек, роящихся в кучах мусора прямо возле моря, кучи мусора. Дети предположили, что наверняка, в воду сбрасывают остатки пищи и вода, использованная в кафе, не очищается должным образом. Полученные наблюдения помогли сделать им выводы. Они читали статьи, в которых указывались и другие причины, например сброс в воду канализационных отходов. Дети даже не предполагали, что остатки жизнедеятельности сбрасывают в воду. Но, дело этим не ограничилось. Мальчики вспоминали, что ещё три года назад они ловили рыбу с пирса, а в последнее время рыбы нет. Возле берега уже не водится черноморская креветка и мидии. Мы объяснили детям, что большое количество водорослей потребляют большое количество кислорода, растворенного в воде. Поэтому морским обитателям нечем дышать. Мусор, плавающий в воде, так же является помехой развитию фауны Черного моря. Сюда же можно добавить стоки и химический состав воды. Все свои данные, ребята отобразили в своей научно-исследовательской работе, которую они закончили оформлять в декабре. Мы помогли им оформить их работу в виде настоящего научно-исследовательского труда, в котором есть и введение, главная часть, обработка результатов и выводы. На уроке компьютерной грамотности они научились печатать на компьютере, вставлять фотографии, делать диаграммы. Все знания пригодились им при оформлении своей работы!

     Вот так, мы прививаем нашим воспитанникам любовь к родному городу, к своей стране через любовь к природе и окружающему миру. Мы формируем у детей желание созидать и защищать, ценить мир, в котором они живут. Ведь каждый из нас – его часть. Учим их ставить перед собой цели и достигать их, познавать что-то новое каждый день, ценить жизнь! «Всё лучшее в природе принадлежит всем вместе» Петроний.

 

 

"Детский дом "Жемчужинка"
г. Одесса, переулок Монастырский, 3

тел.: (048) 785-82-45,
факс: (048) 784-26-17 
Email: perlinka@vega.com.ua

 

Департамент образования и науки Одесского городского совета
65039, г. Одесса, ул. Канатная, 134, 
2-й этаж, левое крыло.
тел.: (048)725-35-93, факс: (048)776-12-99
E-mail: gorono@omr.odessa.ua