2018

Формирование авторитета педагога

Формирование авторитета педагога

                                                                             Паловеева А.А.

Я считаю, что авторитет педагога и воспитателя, прежде всего, основан на симбиозе общечеловеческих ценностей и личностных характеристик каждого из нас

Формирование авторитета педагога

                                                                             Паловеева А.А.

Я считаю, что авторитет педагога и воспитателя, прежде всего, основан на симбиозе общечеловеческих ценностей и личностных характеристик каждого из нас.

Во время воспитания на первое место, как я считаю, выходят человеческие качества педагога и воспитателя, а потом к ним добавляются профессиональные.

Самое главное в жизни каждого человека это – любовь. Работая с детьми, педагог, прежде всего, должен любить детей, без этого ничего не получится. Далее я напишу свое видение формирование моего авторитета, как педагога и воспитателя. Но мы, будем рассматривать все ниже написанное, автоматически подключая самую главную опцию – любовь к детям.  

Прежде всего, это – доверие. Достигнуть своих воспитательских целей каждый из нас сможет только тогда, когда ребенок начнет доверять нам. Особенно ценно это качество при работе с детьми – сиротами. Доверие между педагогом и ребенком не приходит сразу, оно формируется постепенно. С каждым ребенком это происходит по-разному, в силу личностных особенностей маленького человека. Конечно, я понимаю, что в стенах детского дома, это сделать сложнее, т.к. если дома есть два главных человека это – мама и папа, то в условиях детского дома этот круг людей намного шире. Однако, если тебе начнут доверять, тогда отношение между ребенком и взрослым перейдет на более высокую ступень общения.

Одним из главных факторов я так же считаю – уважение. Я вижу в ребенке, прежде всего личность. Я воспринимаю его как равноценную личность, для меня ценно его мнение, интересы, желания. Внимательный педагог всегда знает, чего хочет его воспитанник, т.к. он слышит его и мнение ребенка для него важно. Мое желание - воспитать самодостаточную, высоконравственную личность, основано, прежде всего, на уважении ребенка, принятии его таким, каким он есть.

Справедливость – это та черта, которая позволяет мне равнозначно относиться ко всем детям. То чувство обиды на взрослых, которое живет в каждом нашем ребенке, и заставляет их не доверять, искореняется именно справедливостью и любовью. Справедливость дает детям чувство безопасности, защищенности, уверенность в том, что его поймут и защитят. Но, вместе с тем, справедливость может быть рычагом, который поможет измениться ребенку, научит нести ответственность за свои проступки. Именно справедливость не дает воспитателю быть жалостливым (я говорю именно о работе в детском доме), а помогает видеть проблемы, над которыми необходимо работать. В моей практике бывали случаи, когда я была не права. Я при всех извинялась перед ребенком и считаю это нормой.

Правдивость. Я стараюсь быть максимально правдивой со своими детьми. Учу их не врать, поверьте, это бывает достаточно сложно. Именно умение сказать правду, всегда помогает человеку быть честным с самим собой, его совесть будет чиста, а помыслы – светлы. Я всегда за открытый правдивый разговор. Умение сказать правду – это тоже достаточно сильный волевой поступок, к которому не каждый готов.

Демократия, толерантность. Я знаю, что люди, которые впервые меня видят, то воспринимают меня как авторитарного человека. На самом деле это не так. Я достаточно сильный и волевой человек, но цель моего пребывания здесь – не сломать ребенка и подчинить его своей воле, а изменить мышление этих детей, сделать их счастливыми и успешными. Помочь им стать сильнее, стать уверенными в себе, найти свое место в жизни. Свою силу воли я направляю на созидание. На собственном примере, я учу их не прогибаться перед трудностями, быть уверенными в себе, развивать свои способности, добиваться поставленных целей. Вместе с тем заботиться о других, помогать слабым. Иногда мне кажется, что мои дети даже слишком самоуверенны, что не мешает им проявлять милосердие и сострадание. С моими мальчиками я обсуждаю вопросы, которые касаются многих сторон жизни. Они доверяют мне, следовательно, общение получается более открытым и продуктивным. Когда возникают какие- либо вопросы или проблемы, то мы обсуждаем всё сообща. Для меня мнение каждого из них ценно. Всегда поддерживаю инициативу каждого из них. Акцентирую внимание на успехах каждого, хвалю их. Учу толерантно относиться к другим людям, уметь понять и принять мнение другого человека, даже если он не нравится тебе. Быть терпимее это – не быть эгоистом, не оставаться в стороне от проблем, а это значит не быть равнодушным. Часто ко мне подходят дети с просьбой о помощи в различных проблемах. Эти проблемы достаточно разные – бывают очень серьёзные, а бывает, спрашивают, как понравиться девочке. Они знают, что я всегда помогу. Мои дети достаточно самостоятельны. Я знаю, что мне присуща такая черта как гиперопека. В последнее время я ловлю себя на том, что часто я уже просто наблюдатель, мои мальчики очень многое умеют и знают. Они справляются со многими делами без наставлений. Однако, что мне очень приятно, что им небезразлично мое мнение. При общении я даю им свободу выбора, никогда не строю категоричных мнений, что будет только по-моему или никак. Умение решить проблему, пусть даже ценой набитой шишки очень важная сторона в формировании мужского характера. Они знают, что мне очень важны их поступки, я не скрываю своих эмоций, когда они «накосячат». Дети должны видеть и понимать, что мне не безразличны их проблемы, поэтому мне не стыдно проявить слабинку, я ведь человек, которому бывает очень больно. Мальчишки знают это, стараются не огорчать нас. Но жизнь – штука сложная, поэтому необходимо уметь признавать и исправлять свои ошибки.

Умение заинтересовать. Спектр интересов может быть очень большим. Вот тут и выходят на первый план мои профессиональные качества. Каждый из нас помнит, когда в школе были педагоги, которые очень интересно излагали свои предметы, именно умение рассказать интересно заставляет детей слушать такого учителя. Педагог должен быть эрудированным, саморазвиваться, постоянно учиться, не топтаться на месте. Чем больше знаю я, тем больше знают мои дети. Я передаю им не только знание и умение в решении бытовых проблем. Я стараюсь постоянно развивать их интеллектуально, формирую у них желание учиться, осваивать новое, творчески подходить к решению различных задач. Педагог должен иметь грамотную речь, четко излагать материал. Самое неприятное, когда педагоги начинают много и долго рассказывать, пользуясь своим положением. Для меня нет страшнее того, когда педагог зануда. Я стараюсь избегать занудства при общении с детьми. Если я недовольна, то я четко и ясно излагаю сложившуюся проблему. Мы сообща пытаемся найти выход из сложившейся ситуации. Я сама не люблю затянувшиеся конфликты, считаю, что они ведут к разрушению доверия между мной и ребенком.

В своей работе я люблю проводить параллели между ранее изученным, между различными предметами и дисциплинами, показывать детям взаимосвязь всего, что нас окружает.   Я стараюсь сформировать в ребенке чувство целостности его, как личности и окружающего мира.

Жизнелюбие. В это слово я вкладываю достаточно много понятий. Дети – сироты, это особые дети. Они испытали столько горя за свои короткие жизни, что желание жить и любить, быть счастливыми для них являются невыполнимыми задачами. Но это не так. Именно, нам взрослым предоставлена такая возможность – стать волшебниками, вернуть на их лица улыбки. Позитивное восприятие жизни, умение преодолевать проблемы, уметь посмеяться над собой, научиться снова любить себя и окружающий мир, идти к своей цели, радоваться каждому дню, друзьям, животным, красивому цветку – вот именно эти понятия я вкладываю в такое понятие, как жизнелюбие.

Когда человек настроен позитивно, в его сердце живет доброта, то и мир вокруг него будет переливаться яркими красками. Каждый достоин счастья, каждый из нас должен вдыхать жизнь полной грудью. Именно этому я учу своих детей. Уметь мечтать и добиваться своих целей, стать счастливыми людьми, и в будущем создать свою семью – именно этого я желаю каждому из них.

Требовательность. Я считаю, что это очень важное качество при работе с детьми. «Люби как душу, тряси как грушу», - говорится в народной пословице. Я считаю себя очень требовательным педагогом и воспитателем. Воспитанники тоже знают об этом. Конечно, в начале своей работы я сталкивалась и с капризами и с нежеланием в достаточном объеме выполнять поставленные задачи. Сейчас они видят свои успехи в школе и понимают, что не зря трудились.                                              

Моя требовательность относится ко всем сферам воспитания, к учебе и к бытовым проблемам. Именно поэтому, если необходимо что-нибудь сделать или помочь, то всегда обращаются с просьбами в нашу группу. Требовательность я проявляю не только к детям, но и к себе. Я учу ребят требовательно относится к себе, в первую очередь. Именно это качество поможет им видеть свои недостатки и бороться с ними.

Я могу очень много написать, когда затрагиваются такие темы, как воспитание. Я могла бы привести множество цитат великих педагогов, но все и так знают их. В данной работе я описала своё личное видение формирования авторитета педагога и воспитателя, как это происходило именно со мной. У каждого из нас своя история, свой путь, но цели у нас одинаковые – вырастить высокоинтеллектуальных, небезразличных, культурных людей с высокими общечеловеческими ценностями, а самое главное –

счастливых.

 

Педагогические технологии, которые помогают формировать готовность к личностной и социальной самореализации воспитанников в моей работе.

                                                   Воспитатель Паловеева А.А.

                          

В своей работе я применяю различные педагогические технологии: обучающие и воспитывающие.

К обучающим технологиям я могу отнести: классическое лекционное обучение, система «консультант», работа малыми группами, система «репетитор». Могу сказать, что в основном работает симбиоз данных технологий в образовательном процессе.

Так же к данным технологиям можно отнести технологии, основанные на основе эффективности организации и управления процессом обучения. К ним можно отнести и индивидуальное обучение, групповые и коллективные способы обучения, использование информационных технологии и т.д. Особое место в своей работе я уделяю индивидуальной работе каждого ребенка, развитию самостоятельности. Формирование грамотной речи, умение выражать кратко и обстоятельно свои мысли, находить рациональное зерно в большом объеме информации.

Большое внимание я уделяю работе на опережение. Информация, которую я им даю, охватывает изучение материала в большем объеме. Полученные знания остаются, они помогают ребенку более детально изучать процессы и систематически пополнять багаж знаний.

В начальной школе мы очень широко применяли природосообразные методы и технологии. Данные технологии основаны на естественных процессах, происходящих с самим ребенком и с окружающим его миром. Данная технология дает ребенку почувствовать себя частью окружающего мира, уметь чувствовать своё единство с ним.

Эмоционально - психологические технологии помогают создать яркие образы, которые помогают стимулировать у воспитанников интеллектуальные и нравственные эмоции.

В воспитании я опираюсь на педагогические технологии на основе гуманизма и демократизации педагогических отношений.

Личностно – ориентированные технологии. К ним можно отнести:

- гуманно – личностные технологии;

- технологии сотрудничества.

Данные технологии ориентированы прежде всего на гуманизм, всестороннее развитие ребенка, на формирование его как целостной личности. Учитываются интересы ребенка, главным компонентом является свободное и творческое развитие ребенка. Следует отметить и психотерапевтическую направленность данных технологий. В процессе воспитания детям оказывается личностная поддержка, воспитатель постоянно оказывает помощь ребенку, фактически живет его проблемами, которые помогает ему преодолеть. Воспитатель вселяет в ребенка веру в себя (это могут быть различные направления: учеба, творчество, спорт, личностная самореализация и т.д.), но основным критерием является то, что ребенок сможет сделать свой выбор осознанно, без принуждения, а только по собственной инициативе. Благодаря этим технологиям, ребенок принимает идеи уважения и любви, которые ему передает взрослый.   Технология сотрудничества основана на равенстве и демократизме (я писала об этом в своей статье формирование авторитета). Данная технология основана на партнерстве, где работа проводится совместно. Диалог и умение услышать друг друга, помогает ребенку почувствовать свою значимость, понять, что его слышать и относятся как к равному.

Естественно, что духовные, физические, интеллектуальные возможности ребенка еще недостаточны, чтоб противостоять всем проблемам. Именно по - этому данные технологии, основаны на доверии ребенка к воспитателю, а воспитатель предоставляет ему педагогическую помощь и поддержку. Данная поддержка основана на:

- любви к ребенку;

- очеловечевании среды, в которой он живет;

-умении и желании взрослого прожить в ребенке свое детство.

Именно эти три основы являются приоритетными в гуманной педагогике Ш. Амонашвили.

Большое внимание педагогике поддержки и педагогике сотрудничества уделяли: Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Корчак Я., Толстой Л.Н.

Следует сказать и о рефлексивной технологии. Я стараюсь объяснить ребенку, как он достиг результата, какие он использовал знания и умения, полученные ранее и как закрепить полученный результат. Если ребенок столкнулся с трудностями, то в нашей беседе мы обсуждаем их. Анализируем ситуацию, делаем выводы.

Профориентационные технологии основаны на максимальном развитии личности воспитанника. В него мы включаем и осознание себя как личности, осознание своих возможностей. Здесь большое место занимает влияние окружения, положительная оценка со стороны воспитателей и учителей. У ребенка постепенно формируется представление о себе, о своихспособностях, при этом следует учитывать интересы и реальные возможности каждого ребенка.

Использование всех перечисленных технологий дает нам возможность видеть в ребенке равную личность, учитывать его проблемы и совместно решать их, улучшить его эмоциональное и психологическое состояние, раскрыть его таланты, мотивировать его для достижения более высокого уровня, воспитать в нем целостную личность, ориентированную на гуманизм.

 

 

"Детский дом "Жемчужинка"
г. Одесса, переулок Монастырский, 3

тел.: (048) 785-82-45,
факс: (048) 784-26-17 
Email: perlinka@vega.com.ua

 

Департамент образования и науки Одесского городского совета
65039, г. Одесса, ул. Канатная, 134, 
2-й этаж, левое крыло.
тел.: (048)725-35-93, факс: (048)776-12-99
E-mail: gorono@omr.odessa.ua