2017

Профориентирование

Профориентация детей младшего школьного возраста в условиях детского дома

Кунчева Я.В., педагог-организатор

    Профессиональная ориентация — это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а формирование готовности у личности к профессиональному самоопределению, активизация его внутренних ресурсов с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней

Профориентация детей младшего школьного возраста в условиях детского дома

                                          Кунчева Я.В., педагог-организатор

     Профессиональная ориентация — это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а формирование готовности у личности к профессиональному самоопределению, активизация его внутренних ресурсов с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Профориентационная работа, которая начинается в младшем школьном возрасте, способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом будет развитие качеств, определяющих жизненную философию человека.

В таком возрасте корректнее говорить не о профессиональном, а о личностном самоопределении как основе выбора профессии в подростковом возрасте.

Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий начинается в 2,5-3 года и продолжается до 10-12 лет. У детей закладывается профессиональное самосознание: ребенок «проигрывает» действия профессионалов, которые его окружают, подражает им в спонтанных ролевых играх «в больницу», «в школу», «в магазин».

Ребенок рождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит от природы и среды. Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становиться личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Воспитателю важно в своей работе учитывать те исходные данные, которые влияют на формирование личности.

Цель профориентационной работы с младшими школьниками сводится к следующему:

- формирование добросовестного, положительного отношения к труду;

- понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности;

- формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям.

         Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации (семья, группы сверстников) имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Для него агентами социализации выступает коллектив сверстников, воспитатели детского дома. При этом должно происходить социальное самоопределение - выбор детьми-сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Для воспитанников детского дома, в силу их психологических, поведенческих, личностных особенностей, профессиональное самоопределение особенно важно. Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. У них появляется иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

Цели и задачи работы в детском доме с воспитанниками младшего школьного возраста:

- формирование представлений о профессиях и ценностного отношения к труду у воспитанников младшего школьного возраста д/д «Жемчужинка» (опираясь на опыт и полученную информацию от работников д/д);

- формирование внутренней позиции «Я»-образа в профессиональной среде;

- способствование интеграции воспитанников младшего школьного возраста д/д «Жемчужинка» в социальную среду;

- расширение кругозора детей, обогащение словарного запаса;

- воспитание ценностного отношения к труду, профессиональному образованию;

- воспитание усидчивости, терпения, уважения к собеседнику, друг к другу.

Для ребенка младшего школьного возраста характерен высокий уровень любознательности, желания и умения собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответствующую роль в игровой деятельности. Взрослые пользуются у него большим авторитетом. Ребенок эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Но представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены его небогатым жизненным опытом – работа окружающих взрослых, воспитателей, учителей. Даже о знакомых профессиях дети знают очень мало. Ведь раннее знакомство с различными видами труда расширяет круг интересов и склонностей ребёнка, учит его ставить перед собой конкретные цели, осознавать своё будущее место в обществе, ориентироваться в социуме. Следовательно, нужно в работу вносить элементы игры, романтики, творчества. Детям следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности (деловые игры, группы по интересам, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседования и другое). Если в детском доме ведется система работы по профессиональному определению, то социализация детей проходит успешно.

     Поэтому ребята с охотой помогают техническому персоналу детского дома, обретая в процессе необходимые навыки. Ответственно относятся к своим обязанностям. С интересом участвуют в проектах по экономическому воспитанию, усваивая определённые знания и умения, необходимые для самоопределения в будущем.

В ходе проведённой работы на занятиях и беседах дети получили информацию о широком мире профессий, об уровнях образования, понятие о должностях, об увлечениях.

Наиболее ребята заинтересовались интервьюированием, во время которого они увидели возможности связать свои увлечения со своей профессиональной деятельностью. Ребята научились проводить свои первые мини-интервью, с охотой брали на себя роль журналиста. Во время проведения сюжетно-ролевых игр дети приобрели элементарные сведения и навыки в разных профессиональных сферах. Была создана газета, в которой отобразились первые пожелания детей в их профессиональной самореализации. Во время чтения литературных произведений, отгадывания загадок, проигрывания сюжетов на заданную тему у детей выработался интерес к профессиональной деятельности; возникла мотивация к обучению; стремление к помощи в разных видах работы; уважение к работающим людям, к разному виду труда.

     Так же, дети получили элементарные знания в этой области по экономике, где сформировалось понятие об оплате труда, о правильном отношении к заработку, деньгам, о бюджете, о рациональном использовании своих ресурсов.

Параллельно ребята регулярно помогали техническому персоналу д/д, где научились определённым профессиональным навыкам, увидели образец поведения взрослого – профессионала на работе. У детей формировались такие качества, как чувство «профессионального» долга, ответственности, целеустремлённости. Успешно формировался образ «Я - профессионал», профессиональная социализация каждого ребенка, его коммуникативные навыки во время тесного, активного общения со взрослыми.

       Следовательно, младший школьный возраст можно рассматривать как период возникновения и закрепления важной личностной характеристики ребенка, которая становится достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности. Склонность к деятельности – постоянная черта младших школьников. Они с удовольствием включаются в такую деятельность, где можно увидеть непосредственные результаты труда, вместе с тем их привлекает и сам процесс труда. Ребенок в этот период охотно выполняет различные поручения, стремится к активной деятельности, в этот период происходит формирование трудолюбия и самостоятельности, как качества личности.

Список литературы

1.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 2003. – 544с.

2.Школа и выбор профессии / под ред. В.А.Полякова, С.Н.Чистяковой, Г.Г.Агаповой. – М.:

Педагогика, 1987. – 176с.

3.Степаненков, Н.К. Педагогика / Н.К.Степаненков. – Минск, 1998. – 448с.

4. Парфенова Ю. П. Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками / Ю. П. Парфенова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 719-721.

5. http://metodkabi.net.ru

6. http://nsportal.ru

 

"Детский дом "Жемчужинка"
г. Одесса, переулок Монастырский, 3

тел.: (048) 785-82-45,
факс: (048) 784-26-17 
Email: perlinka@vega.com.ua

 

Департамент образования и науки Одесского городского совета
65039, г. Одесса, ул. Канатная, 134, 
2-й этаж, левое крыло.
тел.: (048)725-35-93, факс: (048)776-12-99
E-mail: gorono@omr.odessa.ua