Get Adobe Flash player

2016

Влияние личности педагога на развитие ребенка

Влияние личности педагога на развитие ребенка

Чернис Е. Л., воспитатель

С группой старших детей я работаю девятый год. В феврале 2008 года была сформирована группа младших школьников в составе пяти человек (1 и 2 класс). Последние изменения в количественном и качественном составе группы произошли в декабре 2015 года. Сейчас в группе 9 девочек (5-9 кл.) и трое мальчиков (3-4кл.).

Безусловно, изменения качественного состава детского коллектива на протяжении всех этих лет имело свои последствия. Ведь на развитие личности ребенка влияет множество факторов, и одним из важнейших является влияние детского коллектива. Но сегодня хотелось бы проанализировать, как влияет на развитие ребенка личность педагога.

В связи с этим хочется привести несколько цитат:

«Прежде чем мы начнем требовать от других, чтобы они обратились к своим ценностям, мы должны начать с самих себя.»

«Педагог должен…помочь детям глубоко любить других и жить в полную силу, как это подсказывают внутренние чувства и значения.»

Действительно, педагог является для детей непререкаемым авторитетом – в дошкольном возрасте он становится для воспитанников своего рода нравственным эталоном, дети часто любят подражать воспитателю не только в манере ходить и жестикулировать, но и в манере говорить и общаться. В процессе педагогического взаимодействия осуществляется обмен между педагогом и детьми, как информацией, так и личными качествами, эмоциональным и коммуникативным опытом, ценностными ориентациями. Этот обмен осуществляется как в формально-ролевом (педагог – воспитанник, контроль - подчинение), так и в неформальном человеческом общении, межличностных отношениях.

Можно с уверенностью сказать, что педагог детского учреждения – центральная фигура воспитательного процесса – он является носителем ценностных ориентаций культуры, ценностного отношения к миру, то есть он своеобразный проводник ценностного отношения к жизни для своих воспитанников. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что ценностные ориентации педагога, его ориентации на обладание какими-то вещами (как духовными, так и материальными) вероятнее всего будут стимулировать детей на определенные отношения друг к другу.

Помимо всего прочего постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

Изучение этого аспекта, а именно взаимодействия педагога с детьми, особенно важно еще и потому, что дети, взаимодействуя, общаясь со взрослым, усваивают его способы поведения, общения, его культуру путем подражания, в результате которого переносят характер и особенности поведения взрослого в свою среду и выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что доминирование у педагога тех или иных ценностных ориентаций проявляется в его работе и сказывается на его взаимоотношениях с детьми, вследствие чего выстраиваются и взаимоотношения между самими ребятами.

Основы личности закладываются в детстве, поэтому к мастерству, культуре, и соответственно ценностным ориентациям педагога предъявляются повышенные требования. Богатство личности воспитателя - непременное условие эффективности воздействия на ребенка и многогранности его мироощущений.

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.

И действительно, все выше приведенные цитаты подтверждают мысль о том, что педагог как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности является ключевой фигурой.

Л. Короткова в cтатье «Школа Л.Н. Толстого» ценностные ориентации педагога рассматривает в системе профессионального мастерства педагога и приводит общие и профессиональные ценностные ориентации.

Общие:

  • умение критически мыслить,
  • наличие четкой, активной гражданской позиции,
  • стойкость перед трудностями,
  • добросовестное, ответственное отношение к труду,
  • устойчивость интересов, адекватность самооценки;

Профессиональные:

  • сформированность системы педагогических принципов и гуманистических ценностных ориентаций на работу с детьми,
  • активность в защите интересов детей и оказании им помощи,
  • стремление к самообразованию,
  • увлеченность, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью,
  • отношение к ребенку как к главной ценности,
  • наличие любимого творческого дела,     
  • наличие силы убеждения, авторитета,
  • стремление к сотрудничеству.

В ценностных ориентациях педагога выражаются его профессиональные позиции, установки, взгляды.

Нередко педагогу приходится размышлять над самой сущностью воспитательного воздействия и корректировать свои методы в интересах развития личности ребенка. Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитанника с перспективными линиями его развития, задачами социальной адаптации. Инструментарий такого наставника исключает методы подавления личности ребенка. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

В заключение хотелось бы озвучить несколько принципов взаимоотношений с детьми, которыми руководствуюсь в работе лично я:

Будь для детей всегда хорошим примером.

Нельзя требовать от детей честности, если сам в чем-то нечестен (декларируешь правильные жизненные принципы, но не выполняешь их).

Не будут дети выполнять просьбы о помощи, если ты сам никому не помогаешь.

Будь требователен к себе, и требовательность к ним дети воспримут с уважением.

Умей смягчать строгость юмором - и выполнение рутинных обязанностей детьми скрасят положительные эмоции.

Не забудь похвалить – и меньше нужно будет заставлять.

Будь справедлив, реагируй адекватно и последовательно – дети будут доверять тебе.

Относись к их проблемам с пониманием. Безразличие – главный враг, путь в никуда.

 

"Детский дом "Жемчужинка"
г. Одесса, переулок Монастырский, 3

тел.: (048) 785-82-45,
факс: (048) 784-26-17 
Email: perlinka@vega.com.ua

 

Департамент образования и науки Одесского городского совета
65039, г. Одесса, ул. Канатная, 134, 
2-й этаж, левое крыло.
тел.: (048)725-35-93, факс: (048)776-12-99
E-mail: gorono@omr.odessa.ua 

           

   

@Mail.ru
@Mail.ru